Мода на театральные представления пришла на Русь вместе с эпохой Петра Великого с ее стремлением к празднествам и карнавалам.
Правда, первые театральные постановки давались еще при отце Петра царе Алексее Михайловиче, но они носили характер придворных развлечений, куда вход был доступен только избранным.
Во второй половине 18 столетия богатые аристократы придумали, как "дешево и сердито" организовать праздники для себя и своих гостей. Они решили создавать крепостные театры. Реквизит стоил относительно недорого, из дворни набирались красивые молодые мужчины и женщины, их специально обучали и превращали в актеров. Как правило, согласия невольников не спрашивали, но большинству все-таки нравилось выступать публично.
В итоге в конце века в России насчитывалось около 50 крепостных театров.
Порядки в них царили разные. Одни господа к актерам относились лояльно, уважали их труд, одевали в наряды, учили, сытно кормили, другие же обращались с ними как с последними слугами, жестоко наказывали, если спектакль вызвал неудовольствие у капризной публики, превращали актрис в наложниц, создавая своеобразные "гаремы" и т.д.
Сразу же появился "рынок" крепостных актеров, на котором привлекательную актрису могли продать за 5000 рублей. Сумма по тем временам огромная, если учитывать тот факт, что обычная крепостная горничная стоила 80 рублей, а мужчина-рекрут 120 рублей.
Участи крепостного актера конца 18 века не позавидуешь. Человек, вырванной из народной жизни, получивший некоторое образование, обученный навыкам мастерства, был вынужден осознавать свое зависимое положение от хозяина.
И сделать с этим ничего было нельзя.
Но актерам одного крепостного театра по-настоящему повезло. Они смогли вырваться из-под власти своего господина, чтобы стать "собственностью русского императора".
Помог этому пожар, который разрушил Петровский театр, поэтому в 1806 году был издан указ, согласно которому император учреждал собственные театры и искал актеров в труппы.
Об этом услышали актеры театра богатого сибирского помещика А.Е. Столыпина, который в тот момент нуждался в средствах. Они предложили барину продать их царю. Столыпин связался с Александром I и, всячески расхваливая свой "живой" товар, предложил за всю труппу сумму поистине астрономическую в 42 000 рублей.
Правда, царь актеров за эти деньги не купил, заявив, что просто не располагает такими средствами. Столыпину он дал 32 000 рублей, и счастливые актеры перебрались в Москву.
Именно эта труппа положила начало Малому театру, который на протяжении нескольких столетий радовал зрителей своими постановками.
Поэтому многие знаменитые актеры этого театра долгое время были крепостными, то есть самыми бесправными людьми на Руси.
Вот такая вот история.