Найти тему
Александр Залесов

Хорошие новости — Ридли Скотт всё ещё отличный режиссёр. Плохие новости — мы его не ценим

Оглавление

Доброго всем, кто читает эти строки. Это Александр, ваш кинокритик в Дзене. Ридли Скотт, без преувеличения великий режиссёр, ополчился на миллениалов за то, что они не ходят на его новый фильм «Последняя дуэль». Я, чувствуя себя миллениалом и по возрастному цензу являясь миллениалом, конечно, тоже не пошёл. Зачем идти против толпы. Вру, просто у меня кинотеатры закрыты.

Зато я посмотрел «Последнюю дуэль» дома и теперь хочу объединиться с сэром Ридли и вместе кричать на оставшихся миллениалов и все другие поколения. Ладно, не кричать, но так разочаровывающе цокать языком, сидя на лавочке у подъезда. Какое дело — живой классик выпускает отличный фильм, а он остаётся без внимания. Видано ли? Достойно ли? Ладно, по порядку.

Джоди Комер захватывает всё внимание и несёт на себе добрую половину фильма
Джоди Комер захватывает всё внимание и несёт на себе добрую половину фильма

Сюжет коротко

Франция, конец XIV века. Гордый рыцарь Жан де Карруж возвращается из Парижа, но узнаёт, что его жена Маргарит была обесчещена его соседом и другом Жаком ле Гри. Понимая, что у ле Гри есть высокие покровители, де Карруж направляется прямо к королю. Он требует поединка на смерть. Правда, в случае его поражения Маргарит сожгут на костре за ложные обвинения.

О чём фильм

После такого описания может закрасться подозрение, что это ещё одно скучное и пыльное историческое кино. Но именно тут Ридли Скотт, а ещё сценаристы Бен Аффлек, Мэтт Деймон и Николь Холофсенер подкладывают нам большой подарок прямо под новогоднюю ёлку.

Это не историческое кино. Точнее, все знаки приличия исторического кино тут соблюдены. Костюмы, локации, мрачность, холод, голод, грязь, пот и кровь. Каким мы привыкли видеть Средневековье, таким оно тут и предстаёт — немытым и грубым.

Мэтт Деймон отвечает за «реализм» — он постоянно в крови, грязи и вражеских телах
Мэтт Деймон отвечает за «реализм» — он постоянно в крови, грязи и вражеских телах

С другой стороны, люди здесь ведут себя примерно так, как ведём себя мы. Их проблемы и реакции на эти проблемы — наши проблемы и наши реакции на эти проблемы. С небольшими изменениями героев фильма можно перенести в нашу Москву, Лондон или Минск, дав им новые места работы, но оставив увлечения и характеры. Ничего не поменяется. Даже юмор останется. Да, моментами фильм очень смешной, хотя он никогда не скатывается в полноценную комедию, не переходит границу между «забавно» и «а, понятно, это шутка».

Внезапно, но Бен Аффлек (он ещё и сценарист и продюсер фильма) — почти что комический персонаж, хотя и очень противный
Внезапно, но Бен Аффлек (он ещё и сценарист и продюсер фильма) — почти что комический персонаж, хотя и очень противный

Но именно такой юмор с каменным лицом серьёзности и вызывает чувство сопричастности и вроде бы далёкий XIV век становится нашим веком. Когда один из судей заявляет «Она не могла забеременеть, если не получила удовольствия. Это же наука!», — понятно, что фильм критикует сегодняшних догматиков, прикрывающихся наукой для оправдания своих убеждений. И так во всём. Оказывается, чтобы говорить о современности, надо обернуть современность в платья и камзолы, отдалить зрителя от нашего века и показать, что в сущности ничего не поменялось. Жизнь по-прежнему тяжела, а справедливости нет.

Почему фильм провалился в прокате

Ридли Скотт снял здоровое консервативное кино с общим настроением разочарования в человеке. Друзья предают, родные наносят смертельные удары, а ты сам никому не нужен как личность. Тебя может спасти только чудо, почти что божественное вмешательство.

В эпоху прогрессивной идеологии и повальной супергероики, которая утверждает победу добра над злом, не только физическую, но и в первую очередь моральную, сомневаться в человеке — дело непопулярное.

Наверное, лучшее фото, описывающее весь фильмы. Мужчины тешат своё эго, пока женщины смотрят на это с ужасом
Наверное, лучшее фото, описывающее весь фильмы. Мужчины тешат своё эго, пока женщины смотрят на это с ужасом

Даже феминизм, который вроде бы должен был приглянуться широкому кругу аудитории (в первую очередь, левой), не стал спасительной соломинкой Ридли. Потому что это феминизм не победный, не громогласно утверждающий «Вот — плохие, а вот — хорошие. Сейчас мы одних накажем, а других наградим», а феминизм стоический и трагический. Да, быть женщиной в мужском мире — ужасно. Нет, что-то изменить — чрезвычайно сложно. Да, ты одна против всех и на самом деле, если всё взвесить, бороться за справедливость одной — самоубийство и так делать не надо. Да и разумный человек бы так и не сделал. Герой тем и отличается от разумного человека — он (точнее, она) идёт против собственного здравого смысла.

В общем, сэр Ридли, мрачновато получилось для современного кинотеатра, в котором чаще показывают духоподъемное кино о единстве, братстве, равенстве и достижении общего счастья.

Возможно, дело ещё и в маркетинге. Люди, которые могли бы прийти на современный фильм про женщин были смущены костюмами и битвами. А вот если бы фильм выдвинул вперёд именно свою актуальность, даже в рекламе превратив всё в постмодернистское высказывание (вроде «Бесславных ублюдков») и акцентируя внимание на том, как нелеп на самом деле мужской мир в глазах женщин. Тогда, возможно, внимания было бы больше.

Но это уже прошедший этап. Сейчас я рад, что рассказал вам про хорошее кино. Расскажите, как вам?