Текст: Сергей Волошин, специально для «Репортёра»
Сегодня вечером нас ждет шквал эмоций и лавина комментариев, поток мэмов и дуэли остроумия в комментариях. Байден встречается с Путиным. Как говорится, «смотрите на любом канале» (наш телеграм-канал тоже не станет исключением). На этот разговор многие возлагают большие надежды, особенно по «украинскому вопросу» к которому Байден, наверняка, попытается пристегнуть «Северный поток — 2» и газовый транзит через Украину. К слову, «Северный поток — 2» для Байдена это не про Украину, а про долю и рычаги влияния США на газовом рынке Европы и стратегические отношения с Германией и Евросоюзом, в ее лице.
Если перефразировать все официальные заявления на человеческий язык, то с российской стороны эта встреча видится достаточно просто — Байдену давно пора задать вопрос «А чо вообще?». На официальном языке это называется «обсудить каким образом реализуются понимания, которые были ранее достигнуты в Женеве» (на предыдущей большой встрече президентов). С тех пор произошло так много противоречивых событий, что резонно задаться вопросом — а собирается ли кто-то что-то реально предпринимать, в принципе? Особенно это касается вопроса двусторонних американо-российских дипломатических отношений и продвижения НАТО в сторону российских границ — вот главные для нас вопросы. Тему НАТО, как заглавную, в политповестку привнесли сравнительно недавно — от партнеров (и Байдена в том числе) будут требовать гарантий нерасширения НАТО на восток. Читай — официально отказаться от приема в Альянс Украины, Грузии и Молдовы.
С чем явится на переговоры заокеанский визави Путина намного более любопытно. С того берега Атлантики уже давно принято показывать Москве одновременно и «морковку», и «кнут». Изначально, в Вашингтоне анонсировали пакет предложений по Украине, который Байден предложит обсудить Путину. Полунамёками, но, в том числе, на самом высоком уровне (Нуланд, Блинкен) дали понять, что этот пакет, да и вообще участие США, сможет разрешить ситуацию и остановить противостояние (в Кремле с любопытством ожидают подробностей). Буквально вчера, прямо накануне видеозвонка, в Вашингтоне выступили с заявлением, где, между общих фраз, сообщили, что готовят новые санкции, да не одни, а вместе с Евросоюзом — Байден перед звонком Путину переговорит для координации с европейскими коллегами. «Коллективный Запад», как бы напоследок, как бы непрозрачно, намекает, у кого в руках «кнут»...
Но, для России, плотно находящейся под санкциями уже более 7 лет, уже и «кнут» этот не такой уж чтобы страшный, и «морковка» не такая уж чтобы сладкая. Да и стратегия последних двух десятков лет не предусматривает отказ от собственной позиции и «делания что скажут». А для Байдена и его администрации политические обстоятельства складываются не самым лучшим образом (пандемия, инфляция, энергокризис, потолок госдолга, воспрявшие «трамписты», падение рейтинга, сближение России с Китаем и т.п.) — им опять срочно нужна «маленькая победоносная война». Буквально через несколько дней США собирает международный форум «За демократию», на котором просто «кровь из носа» необходимо выглядеть неоспоримым мировым лидером, что, после то ли выхода, то ли побега из Афганистана, сделать крайне непросто.
Заставить нынешнюю Россию, так опасно для США сблизившуюся с Китаем, быть послушной — проблематично, даже пригрозив ядерной войной. Но можно за несколько месяцев накачать информпространство «российской угрозой», которую потом американский президент героически остановит — этот политический трюк срабатывает почти всегда. К тому же, это оправдание для Байдена перед контратакующей американской оппозицией. Обвинения в пророссийской позиции президента, который (само собой, вынужденно) о чем-то договорится с «убийцей», чтобы предотвратить большую войну в Украине, и защитил Европу от «газовой диктатуры» — кто, постфактум, воспримет их всерьез? Не получается с маленькой победоносной войной — сойдет и «маленький победоносный разговор», в котором победят все. Один «укротит агрессора», другой «как никогда убедительно прочертит красные линии». «Договорятся договариваться» и дальше — на начало 2022-го запланирована очередная очная встреча президентов.
Будет ли какая-то подвижка по украинскому конфликту? Вполне вероятно. Во всяком случае, в Белом доме на это рассчитывают. Звонок Байдена Зеленскому запланирован уже по итогам разговора с Путиным — расскажут, что делать дальше. А чтобы того дома не обвиняли, что Украину обсуждают без Украины, накануне в Киев позвонил Госсекретарь США Блинкен — успокоил. Примет ли Байден «красные линии» России по НАТО? Вряд ли — он и сейчас от них отмежевывается, не понимает и не принимает логику и, вообще, «это личное дело стран Альянса» (членом которого США, на минуточку, являются). «Партнеры» уже 30 лет, как чувствуют себя в этом вопросе крайне уверенно. Они хорошо понимают, что пространство для переговорных маневров у Кремля, при такой позиции, очень ограничено — наносить превентивные ядерные удары, естественно, никто не будет. Найдется ли у Путина на этот случай «ассиметричный ответ»? Например, для поддержки усилий Организации североатлантического договора (NATO) «по обеспечению мира во всем мире» создать какую-нибудь Организацию южнотихоокеанского договора (SPTO). Совместно с Китаем, разумеется, и собственными базами противоракетной обороны где-нибудь на Кубе или в Венесуэлле (это же их личное дело). Понятно одно — вопрос взаимных гарантий безопасности назрел, и им в Кремле намерены заняться серьезно, значит какой-то план уже существует. На «маленький победоносный разговор» рассчитывают многие. Если хотите, можете включить телевизор — первые несколько секунд нам обязательно покажут...