Найти в Дзене
Пенсионер с удочкой

Влияние электростанций на нерестилища лосося на Вуоксе

В принципе статья могла бы называться "Почему мы не ловим ладожского лосося. Размышление 3" поскольку продолжает тему, начатую первой и второй статьей с аналогичным названием. (статья 1 , статья 2)

3 декабря я участвовал в Круглом столе, организованном Балтийским фондом природы, на котором освещались результаты проектов в которых принимал участие в этом году в том числе и я. Один из проектов, международный Российско-Финский "Река течет - жизнь идет" ("River Go") посвящен как раз среди прочих тем, ладожскому лососю. Точнее его вуоксинской популяции. И как раз в рамках этой темы финские участники делали интересный доклад, об их исследовании влияния электростанций, построенных на реке Вуокса на популяцию лосося.

Точнее, они попробовали количественно оценить, к каким потерям привело строительство каскада из 4 ГЭС в верховьях Вуоксы. Исследования проводились экспертами Управления водными ресурсами Центра экономического , транспорта и окружающей среды Юго-Восточной Финляндии (старший специалист Пекка Вяхянякки) и Института природных ресурсов Финляндии (старший научный сотрудник Теппо Веханен)

Немного истории

Каскад из 4 гидроэлектростанций на Вуоксе был построен в двадцатом веке в 20-х - 40-х годах.

Начинали строить все плотины финны, Лесогорскую и Каменногорскую станции достраивали уже в СССР. Причем Светогорскую так ловко достроили, что пришлось компенсировать Финляндии потери в мощностях Иматровской ГЭС, из-за повышения уровня воды плотиной Светогорской станции у Иматровской упала производительность. Но мы сейчас не об электричестве, а об влиянии станций на рыбу.

На слайде вверху видно, как поменяли уровень воды плотины гидростанций. У каждой плотины образовалось свое водохранилище, а ниже плотин режим реки тоже существенно поменялся.

Те, кто бывал например в Иматре, знают, что русло Вуоксы ниже плотины заполняется водой по графику. С точки зрения эстетики выглядит это очень красиво. Пуск воды под музыку, с подсветкой, привлекает массу туристов. Но к сожалению чрезвычайно неблагоприятно влияет на возможности развития рыбы.

На месте нынешних водохранилищ были самые крупные вуоксинские пороги, которые и служили основным местом нереста и нагула молоди лососевых рыб. И ладожского лосося, и кумжи. Теперь Ладожский лосось в лучшем случае может дойти до трех сохранившихся порогов на Российско стороне - шлюз Гремучий, Лосевская протока, Падунец на Бурной.

Когда проектировали и строили электростанции, точного понимания возможного ущерба не было. Более того, на моменты пуска их в эксплуатацию, и у Финляндии и у СССР задачи обеспечения населения и промышленности электрической энергией были в высшем приоритете. Да и сейчас, эти электростанции являются достаточно значимыми в энергосистемах своих регионов.

Финны даже закладывали компенсационные мероприятия при проектировании станций. Но по "тогдашним" нормам предусматривались либо строительства рыбоходов, либо финансирование запуска молоди рыбы, выращенной на рыборазводных заводах.

С рыбоходами идея померла не родившись. Выпуск молоди давно прекратился, в связи с изменением и собственников станций, и подходов к компенсационным мероприятиям.

В рамках проекта, о котором рассказывали финские участники проекта, были оценены площади затопленных и поменявших свои водные режимы, нерестилищ.

По рассчетам финской стороны потери составили по плотинам:

Тайнионкоски - 15 гектар,

Иматранкоски - 52 гектара, Светогорская ГЭС - 50 гектар,

Лесогорская ГЭС - 67 гектар. нерестилищ.

Для сравнения все площади нерестилищ Лосевского порога слставляют примерно 10 гектар.

Причем часть потерь от Светогорской ГЭС приходится на Финскую сторону. В общей сложности российская сторона потеряла 90 га нерестовых площадей, финская около 99 га.

Но и на имеющихся нерестовых площадях из-за сезонных и суточных колебаний уровня воды и скорости течения использование их в полном объеме затруднено.

Сколько же реально теряется поголовья? Финны предложили обсчитать это по простой методике. Берется среднее поголовье смолтов (скатывающейся в озеро молоди лосося) в реке с нормальным гидротехническим режимом. Исследования были проведены на реке Кеми (самая большая река Финляндии). В итоге получилась цифра, что на одном гектаре нерестилищ в год выращивается 1400-1600 смолтов лосося. То есть среднегодовые потери ладожского лосося, связанные с утратой нерестилищ составляют примерно 750 000 голов.

Понятно, что выживаемость стада даже не один из 10, но пусть один из ста вернулся бы на нерест, это уже обеспечило бы ежегодный нерест более 7 000 особей. Понятно, что цифра гипотетическая. Но мне кажется, что популяция Ладожского лосося потеряла очень существенный ресурс.

Но мое мнение это мнение дилетанта. К тому же плотины, обеспечивающие часть Карелии, Ленобласти , и Финляндии электричеством (нынешняя мощность установленного оборудования на 4 станциях приближается к цифре в 460 МВт) являются достаточно серьезным фактором в экономике обоих стран.

Как быть?

В рамках проекта предложены и решения выхода из сложившейся ситуации. Во-первых необходимо пересмотреть компенсационные мероприятия, в сторону восстановительных работ. Во-вторых, восстановительными работами реально охватить 10-15% от утраченных нерестилищ, в основном предлагается обводнить усохшие бывшие порожистые участки, и восстанавливать или создавать рыбоходы, максимально приближенные к естественному типу (ручьи) с расходом воды 5 м.куб/с.

Работы на финской стороне показали, что восстановление естественных условий для нереста дает лучший результат, чем зарыбление искусственным путем.

Как еще один из вариантов - расширение и оборудование нерестилищ на притоках Вуоксы, куда тоже идет часть рыбы. И это может быть успешным решением.

Финская сторона свои программы реализует уже с 2012 года. К сожалению информации о мероприятиях проводимых нашей стороной у меня нет. Но, как бы финны не старались, без действий с нашей стороны лосось на финские нерестилища не пройдет.