Девушка поступила в университет учиться на врача по целевой программе Министерства здравоохранения одного из регионов России. Министерство заключило с девушкой договор на обучение, по которому обязано было предоставлять девушке меры социальной поддержки, а именно выплачивать стипендию. А девушка, получив диплом, должна была устроиться врачом в определенную больницу и проработать там три года. В случае, если девушка не захочет выполнять данное условие, договором предусмотрен штраф в двойном размере сумм, потраченных на стипендию студентки.
Девушка отучилась, получила диплом… но в больницу идти работать отказалась. Министерство направило ей претензию с требованием заплатить штраф. Но девушка вернула только сумму стипендий, полученных в период обучения.
Министерство подало в суд. Первая инстанция встала на его сторону, решив, что раз ученический договор не является трудовым договором, а значит по своей сути относится к гражданско-правовым договорам, то применимы нормы гражданского законодательства. Поэтому штрафы могут быть в ученическом договоре.
Однако апелляционная инстанция, а за ней и кассация, поправили суд первой инстанции.
К ученическому договору с лицом, ищущим работу, должны применяться нормы трудового законодательства. Трудовой кодекс РФ частично регулирует отношения с учениками. Но в нем не предусмотрено наложение штрафов на лиц, ищущих работу. Раздел кодекса про материальную ответственность работника не содержит положений о взыскании штрафов.
Таким образом, условие договора о целевом обучении, касающееся взыскания штрафа в двукратном размере расходов на обучение, не может быть применено в силу его противоречия трудовому законодательству.