Часто про ЛТЗ говорят, что завод мог стать российской альтернативой белорусским тракторам МТЗ после развала СССР. Но, скажем, так не сложилось. Давайте сегодня пробежимся по истории Липецкого тракторного завода с целью познакомиться, какую же продукцию выпускало предприятие на различных этапах своего развития.
Не зря вспомнили про тракторы МТЗ, ведь их история начиналась с небольшого гусеничного трактора, который переехал в Минск из Липецка. Речь о липецких "кировцах". Но давайте по порядку.
В конце войны остро стоял продовольственный вопрос. Государство смогло мобилизоваться и направить специалистов, в том числе из Красной Армии, на строительство нового Липецкого тракторного завода. Также была поставлена задача создать новый гусеничный трактор для нужд сельского хозяйства.
В 1944 году разработчиками НАТИ был создан пропашной гусеничный трактор класса тяги 2 т. "Кировец-35" с бензиновым двигателем ЗИС-5Т. В это время также велась разработка дизеля, предназначенного для липецкого "кировца".
С 1947 года стал массово выпускаться дизельный вариант трактора - КД-35. Производство продолжалось до 1960 года.
Пропашная версия "кировца" получила индекс КДП-35. Нужно отметить, что первые экспериментальные дизельные КД-35 были собраны еще в 1943 году, но для них еще не было подходящего отечественного двигателя. Поэтому ставили движки от Catterpillar.
В 1950 году липецкие тракторы КД-35 и КДП-35 стали первенцами молодого Минского тракторного завода и стали основой для разработки первых колесных тракторов МТЗ.
В 1957 году взамен "кировцам" на конвейер приходит гусеничный пропашной трактор Т-38.
Гусеничные пропашные тракторы выпускались вплоть до 1973 года, когда ушел на покой Т-38М.
1958 год можно считать началом нового этапа развития Липецкого тракторного завода. Стали производиться первые колесные машины. На тот момент это были, в основном, самоходные шасси - СШ-27, СШ-30 и СШ-30А.
В это же время проходили испытания колесного пропашного трактора Т-25, который стал производиться на ЛТЗ с 1960 года под именем Т-30. Затем появились его более мощные модификации Т-35.
Прошло совсем немного времени после создания Т-30 и Т-35, как в 1961 году появилась еще одна модель. Речь, не побоюсь этого слова, о легендарной визитке Липецкого тракторного завода - пропашном колесном тракторе Т-40. Легендарная "сороковка" продержалась на конвейере вплоть до 1995 года.
Наибольший успех получила ее полноприводная версия Т-40А. Модификаций "сороковки" было очень много, приведу лишь некоторые из них: трактор Т-40АН - низкоклиренсный, Т-40АП- коммунальный, Т-50А - промышленный для работы с ковшом (погрузчик).
Не могу не рассказать про очень экзотический вариант "сороковки". Т-40АЛ на шарнирно-сочленений раме предназначался для работ в лесном хозяйстве.
Т-40 в различных модификациях довольно часто встречаются в частных руках и сегодня. Один из самых главных недостатков этой серии были условия труда в кабине: шум, запыленность, вибрации, микроклимат. Как попытка решения этой проблемы была разработка ЛТЗ-55А в 1979 году. Ее оснастили безопасной каркасной виброизолированной кабиной с отопителем и вентиляцией.
Еще одной проблемой "сороковок" и их "комфортного" сородича ЛТЗ-55 были двигатели с воздушным охлаждением. Лишь в тяжелейшие 90-е на конвейере появились ЛТЗ-60АВ и ЛТЗ -60АБ с двигателями жидкостного охлаждения мощность 60 лошадиных сил.
Отдельного слова заслуживает трактор с интегральной компоновкой ЛТЗ-155.
У него, как и у предшественников ЛТЗ-100 и ЛТЗ-145, поворотными были не только передние колеса, но и задние. Он был рекомендован к серийному производству еще в 1991 году. Лишь в 1995 году появились первые партии трактора. Была запланирована разработка его более слабой версии на 100-120 лошадиных сил ЛТЗ-105.
Также разработан трактор ЛТЗ-95, который по максимуму унифицирован с ЛТЗ-155.
Он отличался прежде всего своей традиционной компоновкой и в перспективе ЛТЗ-95 смог бы составить конкуренцию белорусским МТЗ-80/82.
А потом нагрянули банкротство и прочие прелести неумелого управления компанией в условиях рыночной экономики. Стоит отметить, что техническая документация по ЛТЗ-155 была применена для разработки и производства трактора Уралвагонзавода РТМ-160.
Но и тут тракторное производство быстренько свернули к 2009 году не смотря на самые положительные отзывы о технике.
На этом всё, до скорых встреч!!!