Существуют определенные ограничения, которые препятствуют развитию компании и ее продуктивной деятельности. В данной статье речь пойдет о том, как выявить эти проблемы.
С чего начать
Без всестороннего анализа ситуации и установления приоритетов не обойтись. В каждой компании есть много мест и участков, на которых требуется улучшить работу. Однако конечный результат определяется лишь одним слабым звеном. Если беспорядочно совершенствовать то одну область деятельности, то другую, это может не давать видимого эффекта, пока проблема не будет решена на самом слабом участке. Эта область особенно нуждается в укреплении. Поэтому сначала нужно найти именно ее, а затем расставить приоритеты, чтобы правильно распределить ограниченные ресурсы. Улучшения должны быть заметными, тогда они отразятся на результатах деятельности компании.
Главной задачей любого управленца является выявление и решение критически значимых проблем бизнеса. Это можно выразить формулой:
процесс управления = процесс решения проблем
Чтобы снять ограничения, препятствующие развитию компании, ее ключевые ресурсы должны быть направлены на конкретные проблемные участки.
Как этого достичь? В первую очередь следует решить три задачи:
- Выявить все значимые ограничения бизнеса.
- Установить между ними причинно-следственные связи.
- Выбрать среди множества проблем самые важные, на которых нужно сосредоточиться в первую очередь.
Эта статья будет касаться только первого этапа – выявления ограничений.
Поиск источника проблем
Итак, начинать нужно с выявления ограничений. Где же следует их искать? Источниками проблем чаще его являются четыре области:
- организационная система бизнеса;
- отношения с заинтересованными сторонами;
- внешнее окружение, в котором организация существует;
- ресурсы, которые использует компания.
Ограничения в области управления компанией
В каждой организации должно присутствовать 5 элементов:
- цель;
- стратегия;
- структура;
- процессы;
- ценности.
В идеале все эти элементы находятся в балансе между собой. Однако бывают случаи, когда руководители обделяют вниманием какой-то из них, тогда компания сталкивается со сложностями в работе.
Например:
- Не определены цели, которые должны объединять коллектив. В результате происходит разобщение на всех уровнях: становится невозможным прийти к согласию. От этого страдают не только сотрудники и подразделения, но и сами руководители.
- Если среди управленцев отсутствует единое видение стратегии развития бизнеса, это приводит к распылению ресурсов и хаотичной деятельности компании.
- Если в организационной структуре нет четкого распределения функций и ответственности, значит, нет и порядка, координации, согласованности.
- Если не отлажены бизнес-процессы, то компания работает хаотично, нет эффективности и стабильных результатов.
- Без корпоративной культуры сложно добиться продуктивной работы. В этом случае поведение сотрудников и их взаимоотношения между собой не способствуют достижению целей бизнеса.
Если данные примеры похожи на ситуации из жизни, значит, ограничения в организационной системе точно существуют.
Ограничения в области взаимоотношений
С какими заинтересованными сторонами взаимодействует организация? В первую очередь это клиенты, которые приобретают продукцию и пользуются услугами. Это могут быть и акционеры, являющиеся основателями компании. Сюда же относятся сотрудники, поставщики и партнеры.
Если в процессе взаимодействия с вышеперечисленными лицами возникают проблемы, это может привести к таким неприятным моментам:
- Снижается лояльность постоянных клиентов, вместе с тем уменьшается приток новых. Компания теряет свою привлекательность.
- Акционеры частично недовольны руководством компании.
- Сотрудники равнодушны к результатам своей работы, они не проявляют инициативу и ответственность.
- Поставщики пытаются наладить прямые связи с клиентами, исключая из цепочки посредника.
В процессе выявления проблем важно определить, какие заинтересованные стороны есть в конкретной организации и имеются ли во взаимоотношениях с ними сложности или недоразумения.
Ограничения, связанные с внешней средой
Проблемы в этой области могут быть связаны с конкурентами, постоянно изменяющимися технологиями, тенденциями, происходящими на рынке, решениями властей и т.п. Например:
- Проигрыш конкурентам по какому-то критерию.
- Угроза спросу на продукты из-за внедрения новых технологий.
- Рост цен на закупаемые товары по причине падения рубля.
- Появление конфликтов с общественностью из-за несоответствия экологическим требованиям.
- Риски, связанные с нелегальной формой оплаты труда.
Эти и им подобные проблемы являются причиной ограничений для бизнеса, а значит, требуют конкретных решений, направленных на их преодоление.
Ограничения в ресурсах
У любой организации имеется определенный запас ресурсов. К ним относятся:
- финансы;
- оборотный капитал;
- продукты, выпускаемые на рынок;
- бренды;
- информационные технологии;
- оборудование;
- инвестиционная привлекательность;
- знания;
- производственные технологии;
- управленческая команда (как актив бизнеса) и т.п.
Следует составить список, какими именно ресурсами обладает компания, а затем проанализировать, есть ли проблемы с каждым из них. Например:
- При отсутствии инвестиционной привлекательности у организации будут проблемы с поиском кредиторов и инвесторов.
- Причину большого объема просроченной дебиторской задолженности следует искать в оборотном капитале.
- Если бренд (как актив) является слабой стороной, то он будет малоизвестным для потребителей.
- Плохое качество товаров и услуг говорит о том, что слабым звеном нужно определить именно эту сферу.
- Недостаток квалификации у руководителей – одна из самых распространенных проблем.
- Отсутствие управленческой команды. Команда – это ключевой актив в любом бизнесе.
Над слабыми местами компании нужно работать в приоритетном порядке.