Найти в Дзене
Ян Ви. Не для всех...

Серия 4. «Преподаватели и коллеги...». Тексты 1201-1250

1201. Хороший преподаватель учит – властвуя, а хороший ученик учится – подчиняясь…

1202. Конечно преподавателям наверное лучше, когда ученики приходят на занятия одетыми небрежно или с большими замечаниями к одежде. Почему? Да потому, что если ребёнок приходит на урок «ухорошеннным», не говоря уж о «дендизме» некоторых, то преподаватель с ним начинает себя неудобно и неловко чувствовать в своей скромной рабочей одежонке. Так или иначе, но когда ученик является на урок в одежде, которая говорит против него – уже как-то педагогически легче. Например, если время урока ещё не закончилось, а к ученику уже нет никаких вопросов по музыке, то педагогу всегда можно переключиться на темы общего воспитания и внешнего вида ребёнка, и делать ему справедливые и вполне заслуженные замечания...

1203. Если преподаватели познают превратности педагогической профессии слишком рано, то ученики могут узнать о последствиях этого знания для них – слишком неожиданно!..

1204. Можно сказать, что кто из преподавателей сравнивает своих учеников с природой, морем, цветами и т.п. вещами, то их смело и вне всякого сомнения, вполне можно отнести к поэтическим натурам в жизни. А кто сравнивает учеников только с другими учениками, тех надо относить к жизненным прозаикам...

1205. Если преподавателю не удаётся стать в школе первым, то попробовать стать в ней, хотя бы, не последним педагогом – ему обязательно надо…

1206. Прогрессивному преподавателю, который не капризничает в школе и не попрошайничает в ней ничего для себя, также нужно всё для личной жизни как и другим преподавателям…

1207. Некоторым преподавателям от профессии не много нужно, но быть, при этом, в школе на виду – очень хочется…

1208. Неравнодушные к жизни педагоги-мужчины всегда открывают законы природы, бутылки, двери и др. похожие вещи перед всеми женщинами, душу – даже перед малознакомыми людьми после 250 и т.п. А вот не менее неравнодушные к жизни женщины-педагоги, наоборот, закрывают глаза на интрижки мужа или друга, машут рукой на личную неудовлетворённость в жизни, профессиональную рутину, на свой возраст и вес и т.д…

1209. Кто из нас не замечал, что одни костюмы – только подчёркивают фигуру преподавателей, другие – выражают рост их благосостояния, третьи – на ком не сидят, – всё равно ничего не показывают и не улучшают…

1210. Одни преподаватели трогают сердце родителей, но некоторые из последних любят застревать у них в печёнках…

1211. Идеальные преподаватели встречаются очень редко и то, если на них смотреть издалека…

1212. Удивительно, но довольно часто можно видеть преподавателей совмещающих должность властителя в классе с раболепием в кабинете директора школы…

1213. Бывают преподаватели, которые легче переносят большие неприятности по работе в школе, чем маленькие личные обиды от коллег в ней…

1214. Если педагога в школе не ценят, то вправе ли он сам назначать себе цену за дополнительные занятия сверх основной образовательной программы?..

1215. Глупые педагоги могут только влюблённо работать в профессии, а разумные – удачно выходить в педагоги-наставники, замуж, становиться директорами и т.п., по их умному выбору…

1216. Когда преподаватели, которым есть что сказать на педсовете, молчат, то, обычно, на нём наступает оглушающая гробовая тишина…

1217. Мы всегда оцениваем коллег по их заслугам и, особенно, когда их нет с нами рядом…

1218. Уважаемые коллеги! Нельзя жертвовать всем своим ради творческой победы ученика…

1219. Преподаватель, который ценит себя слишком низко в школе, сбивает цену и со всех других преподавателей в ней…

1220. Педагоги отдела, безусловно, умели хранить производственные секреты, но, когда дело касалось личных тайн, у них хранение тайного получалось хорошим только сообща…

1221. Нет неталантливых педагогов в профессии, а есть только такие, которые ещё не знают, что они талантливы в ней…

1222. Одной из неприятных особенностей педагогической работы в школе является то обстоятельство, что преподаватель, вложивший в ученика всю свою душу и знания часто оказывается обычным «обманутым вкладчиком»…

1223. Педагог-мужчина чаще, а педагог-женщина значительно реже, может сознаться в своих педагогических грехах и ошибках. Но вряд ли можно встретить хоть кого-нибудь из них, кто признался бы в своих профессиональных слабостях и недостатках по собственному желанию...

1224. К сведению педработников. Основатель социальной психологии, французский учёный Г. Лебон[16], ещё, примерно, 100 лет назад объяснял существующее различие между женщинами и мужчинами так: «Серьёзное преимущество женщины перед мужчиной – это инстинктивная способность её часто, быстро и бессознательно угадывать вещи, до которых мужчина доходит только после продолжительного и глубокого размышления». И это, хотя бы отчасти, уже объясняет сложившееся ныне перекошенным кадровое положение в музыкальных школах России…

1225. Преподавателю, порою ничего не остаётся в школе, как только очень надеяться на каждого приличного ученика своего класса…

1226. Бывает и так: то, что мы пытаемся скрывать от окружающих коллег – является самым привлекательным в нас для них…

1227. Сходиться в дружбе нужно только с теми коллегами, которые и сами будут не против дружить…

1228. Только сильный и самодостаточный педагог может отказаться от желания быть значительным в глазах директора, ибо понимает – пустое тщеславие это…

1229. Одной из важных заповедей преподавателя является: чтобы не вступать в неприятные взаимоотношения с коллегами в школе, – надо больше думать! И думать о том, чтобы каждый из них не стал бы вынужден совершать в ней какие-либо унижающие собственное достоинство действия и поступки в отношении других… Хотя…

1230. Педагог N принадлежал к той категории преподавателей, которые только и делают, что ищут кругом хороших учеников, вместо того, чтобы у себя в классе их воспитывать…

1231. Преподаватели определяют атмосферу в школе, но музыку в ней заказывает всегда директор…

1232. Можно ли назвать требовательного и строгого преподавателя ангелом-хранителем того ученика, который после музыкальной школы хочет пойти в мореходное училище?..

1233. Часто в преподавательском смирении замешано немалое количество отеческого отношения к нему директора…

1234. Педагог-скромник – это тот из нас, кто имея одного-двух хороших учеников в классе считает, что он совсем и не педагог, а так… И это похвально! Настоящий преподаватель – это тот, у которого уже многое есть, чем похвастать, да, чаще, от него только и можно услышать, что он лишь выполняет свою педагогическую работу… А ребята?.. Да, как-то сами получаются… И подобная самооценка заслуживает всяческого уважения…

1235. Считается, что педагог разумен, когда терпеливо ждёт, пока ученик не «проснётся» и не соизволит поумнеть. И эта роль педагога, нередко, напоминает положение охотника выжидающего в засаде зверя. Или, не так ли поджидает паук муху?..

1236. Не все преподаватели так умны и опытны, как они себя преподносят родителям учеников…

1237. Порою создаётся впечатление, что для некоторых из нас в школе самым желанным занятием является переманивание хорошего ученика у коллеги, когда своего уже переманили более предприимчивые… И что удивительно, в отдельных школах, это даже не считается чем-то предосудительным или зазорным. Более того, не принимая во внимание положение и чувства «обиженных», некоторые администрации школ подобные действия учинивших такое, даже реабилитируют и оправдывают перед остальной педагогической общественностью школы… Хотя…

1238. Среди нас будут и такие преподаватели, которым достаточно обучить хотя бы одного ученика, чтобы понимать их всех. Но будут и другие, кто всю жизнь уча детей игре на музыкальном инструменте, так и не научатся понимать ни одного из них. Такова педагогическая проза… Хотя…

1239. Если уж любые подарки не принято возвращать дарителям, конечно, если нет какой-либо особой цели у принимающих их, например, оскорбить, показать отношение, обидеть, то стоит ли с полной отдачей сил и энергии продолжать дарить себя ученикам в классе, и особенно некоторым из них?..

1240. Плохих преподавателей и плохих директоров роднит одно: они все терпят учащихся как досадливое недоразумение в школе, где они работают...

1241. Чтобы узнать коллегу, совсем не обязательно на ней жениться…

1242. Глупый педагог часто хочет того, что в действительности не может реализоваться, а умный – только того, на что способен ученик… Не без родителей, конечно…

1243. Все умные люди, и ученики, и коллеги в том числе, похожи друг на друга, а вот каждый глупый из нас – по-своему «хорош»…

1244. От слишком неуравновешенных учеников, как, впрочем, и от слишком горячих спорщиков-коллег – серьёзные педагоги любят освобождаться…

1245. Если беседуют двое коллег мужчин, то они, как правило, не говорят, а философствуют о себе в мире, в музыке. Если же беседуют две преподавательницы, то они, в основном, не говорят, а обсуждают, и только не себя… По крайней мере, в школе, – это распространённейшее явление…

1246. За репутацию своего ученика не грех и пострадать на педсовете, особенно, когда эта репутация подмочена вашим же педагогическим разгильдяйством и небрежностью…

1247. По тому, как самолюбивых преподавателей в годах, не любят коллеги в школе, вполне можно судить и об их профессиональном самолюбии в молодые годы. Ничто ниоткуда не берётся…

1248. Нередко, претензии адресуют только тем преподавателям, кто неразумно пытается быть первым в школе…

1249. Педагогическая добродетель и впрямь должна быть большой, и такой, чтобы её хватало на всех участников учебного процесса: себя, ученика и его родителей. Все остальные в школе на её потребление – потом, и в очередь…

1250. Что такое бюджетный педагог? Как правило, это те из нас, кто обучает детей тому, что у других преподавателей влетает родителям не в маленькую копеечку…

[16] Лебо́н, Гюста́в (1841-1931) – французский психолог, социолог, антрополог и историк, основатель социальной психологии.