В свое время, когда я предлагал читателям своего телеграм-канала задавать мне вопросы, один из них оказался посвящен Ридли Скотту и фильму «Гладиатор».
Нынешняя бурная полоса новостей, связанных со Скоттом (он собирается снимать «Гладиатора II»; он заявлен как продюсер сериала «Помпеи», про который пока мало что понятно; он снял фильм «Последняя дуэль» и в шутку обругал кинокритика Антона Долина, который брал у него видеоинтервью — впрочем, тот эпический размах, который эта история приобрела в отечественных соцсетях, не укладывается в голове) — хороший повод вспомнить об этом.
Вопрос был такой: «Наверняка ни один специалист не посоветует учить историю по художественным фильмам, и все-таки для популяризации чего больше в таком кино например как Гладиатор Ридли Скотта, вреда или пользы? Спасибо!».
И это отличный вопрос, потому что ответ на него очень непрост. Много ли вы помните фильмов про античность? Ну да, их и было немного, но все-таки гораздо больше, чем вы помните.
«Гладиатор» 2000 года — фильм уже по нынешним меркам довольно давний, но он, во-первых, хорошо сохранился в памяти, во-вторых, по сравнению с большинством фильмов об античности, показывает многие тогдашние практики и обычаи в соответствии с нашими сегодняшними представлениями о них.
Нет никакого сомнения, что если бы настоящие римляне вдруг увидели наши фильмы, картины, реконструкции, они бы попадали в обморок от ужаса и смеха. Но это совсем другая история.
Что неверно в «Гладиаторе»?
Многие солдаты носят фантазийные шлемы; у воинов перевязаны руки, но они перевязаны почти во всех фильмах, хотя в реальности ничего такого не бывало; легионеры ходят в обмундировании столетней давности, по меркам фильма; у римской кавалерии есть стремена (вот это серьезная ошибка! стремян в античности не было — хотя какие-то подходы существовали, они были маргинальны; появились они не раньше, чем в раннем средневековье, и это был экспорт из Китая); катапульты и баллисты не применялись в лесу; солдаты-преторианцы ходят в черной форме, чего, судя по всему, в Древнем Риме не было; наконец, в общей панораме Рима есть несколько зданий, которых или уже, или (чаще) еще не было — особенно, например, Базилика Максенция и/или Константина, по понятным причинам (не было еще никакого Максенция, как и брата его Константина).
Еще хуже обстоят дела с собственно историческими фактами. Например, гладиаторские игры в Риме никто не прекращал, а смерть Коммода (тоже не такая — хотя он действительно, говорят, к концу жизни переселился в бараки гладиаторов и практически прекратил заниматься государственными делами) привела не к миру и согласию в Риме, а к кровавой властной возне, Году пяти императоров (193 н. э.) и к столетию полного бардака.
Но вообще говоря, Ридли Скотт отличается большой любовью к истории и точности. Некоторые детали, вроде проноса разных товаров гладиаторами в качестве рекламы, были вымараны из фильма не из-за неточности как таковой (все так и бывало), а из-за того, что они были бы восприняты как неточные.
Рассела Кроу он, конечно, привлек к картине, показав ему довольно фантазийное полотно «Pollice Verso» Жан-Леона Жерома (на этой картине зрители показывают гладиатору-победителю опущенный вниз большой палец — это и значат латинские слова «pollice verso» — хотя на самом деле как именно зрители указывали гладиатору, добить или пощадить противника — неизвестно).
Но в целом Скотт отличается стремлением к исторической правде.
И мне кажется, что если человек проникнется величием и страстью античности на примере «Гладиатора» и станет её, античность, изучать (попутно обнаруживая ошибки), пользы от этого будет больше, чем вреда от неизбежных технических и исторических ошибок, которые можно найти где угодно.