Овладев искусством тайм-менеджмента, можно все успевать без стресса и усталости. Сегодня для женщин, чья роль в современном мире стремительно меняется, это актуально как никогда. Жизнь прекрасной половины человечества – это уже не только семья и быт, но и карьерный рост, увеличение дохода, саморазвитие, множество увлечений, и, конечно же, собственная красота. Поговорим о том, как универсальный тайм-менеджмент может помочь женщине, и почему его нужно немного адаптировать под потребности современных барышень.
Женщины эмоциональнее мужчин. При постановке целей и задач нельзя не брать во внимание природу. На самочувствии и настроении сказываются фазы менструального цикла, гормональные изменения, беременность и роды. Все это побуждает быть гибкими, уметь подстраиваться под внутренние ритмы и текущее эмоциональное состояние, чтобы выполнять дела. Кроме того, женщины уделяют внимание многим сферам жизни: важно находить баланс между семьей, работой, бытом, спортом, саморазвитием, ничем при этом не жертвуя.
Время – самый невосполнимый ресурс
Итак, успевать нужно все! Как это сделать и не жалеть о потраченном времени – «впустую» или не на то, что действительно важно?
Правило №1. Сначала – здоровье, все остальное – потом. Никогда не нужно пренебрегать физиологическими потребностями организма, чтобы не заработать себе эмоциональное выгорание или другие, более серьезные проблемы со здоровьем. Сон, сбалансированный рацион питания, забота о красоте, своевременное посещение врача – самые важные моменты. Сначала это, чтобы потом хватило сил на все остальное.
Правило №2. Никаких жертв. Все сферы жизни желательно уравновесить, а не посвящать себя чему-то одному. Важен баланс: и карьера, и семья, и любимое хобби, и встречи с друзьями. Для этого отлично подходит упражнение «Колесо баланса».
Правило №3. Никакого достигаторства «во что бы то ни стало». Нет никакого смысла в карьере и деньгах, если потом будут проблемы со здоровьем, разлад в семье и ощущение того, что жизнь прожита зря. Необходимо искать баланс и заботиться о том, что важно именно для вас.
Как найти work/life balance?
1. При постановке целей ориентируйтесь на свои ценности. Чаще спрашивайте себя, что по-настоящему важно? Что наполняет смыслом вашу жизнь?
2. Правильно рассчитывайте нагрузку. Эксперты утверждают: в день можно успеть только 3 важных дела. При планировании задач, учитывайте самочувствие: если вы приболели или неважно чувствуете себя во время менструации, можно и вовсе ограничиться 1-2 важными делами в день.
3. Планируйте отдых. Нет, речь сейчас не о ежегодном отпуске, хотя и он крайне важен. Чтобы больше успевать, надо много, качественно и интересно отдыхать. Составляйте программы отдыха на выходные, на каждый вечер и даже на обеденный перерыв.
4. Делегируйте. Вы – не робот. Не нужно пытаться сделать все самостоятельно. Подумайте, какие домашние дела вы можете доверить семье или специалистам.
5. Составляйте план: на месяц, неделю, год. Не в голове, а в ежедневнике, календаре или заметках. Записи структурируют мышление, главное, не забывать, что все можно менять в соответствии с обстоятельствами и самочувствием. Не делайте график слишком плотным: оставляйте свободное время на отдых и различные форс-мажоры. Не переоценивайте силы и не подгоняйте себя – закладывайте реальное время на выполнение задач.
6. Разбивайте цель на конкретные шаги. Так вы сможете быстрее к ней прийти. Например, задача «Заняться женским здоровьем» звучит достаточно расплывчато. А пункты «Записаться к гинекологу», «Пройти чек-ап», «Следовать рекомендациям врача», «Поставить таймер на прием лекарств» – больше похожи на конкретный план.
Эффективные техники тайм-менеджмента
Формула «10-3-2-1-0»
Расшифровывается как:
10 часов до сна – «Нет кофеину!»
3 часа до сна – «Нет еде!»
2 часа до сна – «Нет работе!»
1 час до сна – «Нет экранам!»
0 – нажатий утром на будильник с целью отложить подъем.
Правило 20 минут
Отлично помогает не прокрастинировать. Хотите начать что-то делать, но никак не можете «подняться с дивана?». Уделите этому делу 20 минут, вы и сами не заметите, как появится энергия.
Сила «трех дел»
Планируйте всего по 3 дела на день, неделю, месяц и год. Важно, чтобы дела, которые вы наметили на короткий период, соотносились с долгосрочными целями.
Канбан
Японская схема, помогающая визуализировать процесс, которую можно применять не только к рабочим, но и другим задачам. Готовится таблица из трех столбцов с названиями «Надо сделать», «Делается» и «Сделано». В течение дня дела из одного столбца перемещаются в другие. Метод позволяет наглядно отслеживать динамику выполнения задач.
А какими техниками тайм-менеджмента пользуетесь вы? Будем рады, если поделитесь своими лайфхаками!