Сегодня состоялось открытие участка Большой кольцевой линии! Теперь пассажиры смогут проехать от станции «Каховская» до станции «Терехово». Его протяженность составляет около 20 км — это самый длинный участок московского метро, единовременно введенный в эксплуатацию. Открылись 9 новых станций, еще одна — «Каховская» — вернулась в строй после сложнейшей реконструкции. По количеству станций, пущенных одновременно, рекорд принадлежит первой очереди метро, открытой 15 мая 1935 года — тогда свои двери распахнули 13 станций. А вот протяженность пускового участка 86 лет назад была значительно меньше — всего 11,6 км.
За последние 10 лет Москва претерпела невероятные изменения в транспортной инфраструктуре. Не только в метро, но и наземный транспорт, железные и автомобильные дороги. Любимый город стал куда лучше и удобнее. А Большая кольцевая линия стала крупнейшим проектом нашей столицы за все время. Общая протяженность БКЛ составит более 70 км — это самое большое метрокольцо в мире. Чтобы проехать по всей линии, понадобится около полутора часов.
В реализации амбициозного проекта, запущенного в 2011 году, задействованы колоссальные силы и ресурсы — строительные, производственные и инженерные. Южный и юго-западный сегменты открытого сегодня участка — 6 из 10 станций — запроектировали специалисты компании «Моспромпроект», входящей в группу компаний «Моспроект-3». Об этом инженерном центре столицы и его проектах я уже неоднократно рассказывал.
Анна Меркулова, генеральный директор группы компаний «Моспроект-3»:
Перед инженерами стояла задача увеличить объемы щитовой проходки — такой метод значительно ускоряет процесс возведения новых тоннелей и оптимизирует сроки реализации проекта. Для этого подавляющее большинство станций БКЛ расположили достаточно близко к поверхности.
Станционных комплексов глубокого заложения на БКЛ всего три — «Савеловская», «Рижская» и «Марьина роща». Но даже и там перегонные тоннели пройдены ТМПК.
Метростроевцы извлекли максимум пользы из такого проектного решения — количество тоннелепроходческих щитов, единовременно задействованных при строительстве метро, составляло 23 машины — это официально зарегистрированный рекорд Гиннеса. Большая часть этих машин вела проходку БКЛ!
В то же время поднятие станций с глубины связано с определенными техническими трудностями. Насыщенность области строительных работ инженерными коммуникациями в этом случае значительно выше, и проектировщикам необходимо вписать новый объект в уже существующую плотную застройку. При реализации проекта БКЛ задача дополнительно осложнилась большим количеством пересечений с практически всеми действующими и перспективными ветками метро. Наши специалисты разработали решения, которые позволили интегрировать новую кольцевую линию, минимизировав влияние строительства на режим работы функционирующих транспортных систем»
Между тем перед архитекторами стояла не менее важная задача – сохранить уникальность каждой станции. Именно этим славится московский метрополитен.
Анна Меркулова:
Для оптимизации сроков реализации проекта БКЛ использовалось в том числе типовое проектирование. В частности, специалисты «Моспромпроекта» разработали несколько типовых проектов наземных павильонов. Тем не менее архитектурный облик каждой станции разрабатывался отдельно, а некоторые материалы, такие как искусственный камень и алюминиевые панели-хамелеоны, впервые использовались при строительстве московского метро.
Сегодня мы прокатимся по новому участку БКЛ и посмотрим на прекрасные станции!
Как вы знаете, станция открыта в далеком 1969 году как часть будущей Большой кольцевой линии (как и весь Каховский участок). Но за прошедшие десятки лет требования к инженерной начинке станции очень сильно изменились. В первую очередь в плане безопасности пассажиров. И просто так взять, пристыковать три старых станции к новому участку БКЛ нельзя. Потребовалось провести сложнейшую реконструкцию — заменены все инженерные системы, платформа, отделка и все служебные помещения. По сути, в старые бетонные конструкции интегрирована новая станция.
Николай Маренков, ведущий архитектор:
Рисунок пола, потолка, а также схема освещения в пассажирской зоне помогают быстро сориентироваться на станции. Кроме того, для удобства обслуживающего персонала мы применили цветовую схему обозначения служебных и технических помещений, но активные цвета используем только в помещениях без постоянного пребывания людей.
На новых станциях много внимания уделено оформлению потолков. На станции «Зюзино» это квадратные и прямоугольные панели разного размера и высоты. Часть из них выполняют роль светильников. Часть — декоративные. Все это создает вид с высоты птичьего полета на район, где находится станция.
Николай Маренков:
Мы «перевернули» восприятие наблюдателя. Несмотря на то, что станция находится под землей, вы как бы смотрите на район сверху: видите крыши зданий различной высоты, плотную массу которых пронизывают световые пятна. Это отражает дух мегаполиса с его стремительным темпом жизни.
Между тем интересные архитектурные решения касаются не только вестибюлей и платформы станционного комплекса. В случае с «Зюзино» архитекторы решили поэкспериментировать с обликом вентиляционных киосков, которые превратили в арт-объекты, отделав их напоминающими чешую алюминиевыми хамелеон-панелями – они меняют цвет в зависимости от угла обзора. Этот материал в отделке метро применяется впервые.
Сергей Каретников, главный архитектор проекта:
В остальном мы остановились на монохромном цветовом решении комплекса, чтобы подчеркнуть главенство формы. Воронцовская, как и все станции южного и юго-западного участков БКЛ, выполнены в стиле параметризма — для него характерны формы со сложной геометрией, определение которой требует больших вычислительных мощностей.
Как отметил Сергей Каретников, космическая тематика выбрана не случайно. Со станции «Воронцовская» можно перейти на «Калужскую», а также выйти к Старокалужскому шоссе. В Калуге жил и работал знаменитый ученый Константин Циолковский, который внес огромный вклад в покорение космического пространства. Так же в этом городе находится прекрасный музей космонавтики, который я всем советую посетить.
Большая кольцевая линия нужна в первую очередь для объединения радиальных линий, МЦД, МЦК и другого наземного транспорта. Сооружение пересадок стало непростой задачей для инженеров и строителей. Работы в зоне действующего метро всегда ответственные и очень точные — безопасность пассажиров стоит на первом месте.
Андрей Хаустов, главный инженер проекта:
Чтобы избежать долгосрочного закрытия существующего вестибюля станции «Калужская» и остановки движения поездов по Калужско-Рижской линии, мы разработали ряд технических решений: закрепление грунтов под вестибюлем «Калужской» в зоне щитовой проходки, специальная организация основных работ и оптимизированная под технологию строительства конструкция ограждения и крепления котлована.
В итоге удалось минимизировать время закрытия станций действующих линий при производстве работ. Например, движение поездов остановили только тогда, когда щиты проходили непосредственно под вестибюлем.
«Новаторская» интересна еще и тем, что здесь будет пересадка на перспективную Троицкую линию.
Сергей Хрущев, главный конструктор:
Необходимо было создать единый пересадочный узел, однако ввод в эксплуатацию линий планировался в разное время. Такие условия сильно повлияли на устройство совместных инженерных систем. Кроме того, «Новаторская» стала одним из первых объектов московского метро, при реализации которого широко применялись расчеты с применением усовершенствованной модели грунта, позволившей проектировщику сконцентрироваться на анализе результатов и принятии решений, а не на ходе расчёта.
Для увязки пересадочного узла инженеры «Моспромпроекта» использовали технологии информационного моделирования, или BIM (Building Information Modelling). А целый участок Троицкой линии (от станции «Новаторская» до станции «Мамыри) впервые в отечественной практике запроектирован полностью в BIM-среде.
Через пару лет мы с вами уже поедем по Троицкой линии, а пока продолжим поездку на запад по Большой кольцевой линии.
Из 31 станции на новом кольце 12 не имеют пересадок, да и то это количество уменьшится с вводом новых радиальных линий. Новый контур позволит лучше связать соседние районы и разгрузить центральные пересадочные станции.
Артем Иванов, главный специалист архитектурного отдела:
В центральной части платформы располагаются лестницы пересадки на Сокольническую линию, поэтому при создании подвесного потолка мы отказались от вертикальных элементов, которые могли бы создать неудобство для пассажиров. Выбор сделан в пользу «пиксельного» типа потолка: квадратов из нержавеющей стали разной степени шлифовки и встроенных светильников. Расчеты схемы потолка выполнялись при помощи параметрических компьютерных программ трехмерного моделирования.
Эта одна из самых коротких станций в Москве, поскольку проектировщики были жестко ограничены существующей инфраструктурой — улично-дорожной сетью и действующим вестибюлем станции «Мичуринский проспект» Калининско-Солнцевской линии.
Алексей Одинцов, руководитель проекта:
Следует отметить уникальные решения по обратной засыпке станции. Строительство велось на участке рельефа с перепадами высот между первым и вторым вестибюлем до 6 м. Между тем станция станет частью ТПУ, возведение которого предусматривает ровную площадь над станцией без значительного перепада высот. Перед нами встала задача выполнить дополнительную засыпку над станцией без увеличения нагрузки на строительные конструкции. Для этих целей впервые в отечественном метростроении использован уникальный материал – пеностекольный щебень, обладающий плотностью в 10 раз ниже плотности песка, обычно используемого при обратной засыпке. При этом материал обладает всеми необходимыми эксплуатационными характеристиками.
Следующая станция на нашем пути — «Аминьевская». На ее основе будет сформирован ТПУ, который включит в себя платформу будущего МЦД-4.
Георгий Друговский, главный архитектор проектов:
Главный выразительный элемент интерьера, благодаря которому станция запоминается и становится индивидуальной, – это трехмерный потолок в форме морских волн. Простым путем, от эскиза до сложного компьютерного моделирования с подбором точных параметров, «парящие волны» вживлялись в интерьер станции с учетом пропорций каждого составляющего элемента и его положения в проектируемом объеме.
Как отмечает архитектор, в интерьере станции также акцентируется главенство формы. Для выбора цветового решения архитекторы сделали несколько рендеров станционного комплекса и выбрали тот вариант, что больше остальных соответствовал форме.
А теперь поедем до станции «Давыдково». Здесь уже начинаются двухпутные тоннели и станции с боковыми платформами.
К пуску 10 станций подготовили музыкальный Большой кольцевой альбом.
#10станцийБКЛ
А какие станции вам понравились? Пишите в комментариях ваши впечатления о новых станциях!