Примерно с этого места но в другом направлении отходит центральная, прямая как стрела улица, названная в честь династии основателей - Басарабов.
Прогулявшись по ней, создаётся впечатление, что местное население в основном занято покупкой мобильных телефонов, продажей цветов и сувениров и обслуживанием заезжих туристов в разного рода харчевнях и гостиницах.
Кое-где встречается заброшенная недвижимость очень сельского типа.
Из местных особенностей, от которых я отвык ещё с девяностых - это молодёжь, которая активно и хаотично перемещается кучками по улице, особенно с наступлением темноты. В основном персоны мужеского пола, но иногда (хотя и редко) попадаются и смешанные группы (т.е. с дамами). Первоначально это немного напрягaло, но потом, заметив их полнейшую неагрессивность стал относится к ним с определённой меланхолией. Вспомнилось босяцкое приднестровское детство, посиделки на лавочках у подъездов и в подъездах и зависания на хатах, когда у кого-нибудь родаков не было дома.
Даже как-то странно было видеть, что молодёжь общается вживую а не сидит в сетях, в нашем, двадцать первом году, двадцать первого века.
Где-то посередине улицы наткнулся на такие две памятные таблички:
Писатель он был не очень. Прочитал как-то одно его произведение. Абсурдное. Т.е. оно так и задумывалось. (Авангард!) Естественно, как после всего бессмысленного, после прочтения в голове ничего не осталось. Однако, по-моему, как культурный феномен, Урмуз удался. Кстати, жизнь свою окончил он также бессмысленно - наложив на себя руки.
Дойдя до конца улицы (а точнее, до её начала, если считать по нумерации домов), попадаешь на территорию, наверное, самого культового монастыря Румынии, построенного пятьсот лет назад.
С монастырем этим, а точнее с его церковью, связана одна из самых пронзительных румынских легенд, которая, однако, относит нас к временам ещё более ранним. Как минимум лет на семьсот назад. Т.е. можно предположить, что собор этот был построен на месте более старой церкви, расположенной тут же.
Над входом - мозаика с подписью последнего реставратора, в правом нижнем углу. Капитальный ремонт проводился ещё в XIX веке, при короле Кароле I, французским архитектором Лекомтом.
Надпись сверху - на старорумынском, - гласит о том, что это за храм, кому посвящён, кем возведён и т.д. Разбирать нетy времени; также, как и другие настенные тексты, подобные тому, что на фотографии ниже. (Этот, кстати - на церковнославянском).
Кроме легендарного прошлого, церковь знаменита тем, что является усыпальницей первых румынских королей. Вот, например, могила королевы Марии, той, благодаря влиянию и связям которой состоялось международное признание Великой Румынии (на послевоенных переговорах в Париже).
Но поскольку внутри церковь небольшая - на всех королей места точно не хватило бы. Поэтому рядом построили ещё одну, с обширным входным залом, где покоятся остальные члены рода Гогенцоллернов.
Весь монастырский комплекс расположен на холме, а внизу, у подножия холма, метрах в двухстах от церкви (по прямой), находится родник, который, согласно легенде, появился на том месте, где разбился Маноле.
Спереди выглядит он так:
Извините, не сообразил сфотографировать общий вид, увлёкся надписью. Видно, что текст старый. Я такие люблю. Гласит он следующее:
"Поток воды родниковой, когда прохладна она и хороша, много народа [здесь] собирает, чтоб жажду утолить, сердце охладить, взор увеселить; и кто пьёт - благодарит и основателей славит: всех счастливо. И пока вода течёт, память о них не гаснет..." и т.д. и т.п.
Если кто не знает легенду о мастере Маноле, советую почитать, для расширения кругозора.
Далее, несколько фотографий города и сопутствующие мысли к ним.
Несмотря на свою как минимум семисотлетнюю историю, Куртя де Арджеш так и не смог стать настоящим городом. Он скорее подходит под румынское понятие "тырг", что точнее можно перевести как местечко.
На многих улицах сохранилась историческая застройка.
В таком виде, как на фотографии выше. И в таком виде, как на фотографии ниже:
Кое-где встречаются памятники, как, например, вот этот, в честь Влайку Водэ (внука Басараба I, из первой части):
Есть немало вкраплений имитаций французской арxитектуры, рубежа XIX и XX веков, с характерной румынской спецификой, как, например, этот отель "Рояль":
Или это здание старой мэрии:
Короче, заметно, что город жил своей местечковой, провинциальной, неторопливой жизнью, пытаясь, по мере возможностей соответствовать и своему историческому прошлому и современности. И выглядело это, на мой взгляд, довольно гармонично. Т.е. тот же отель "Рояль" не контрастирует разительно с окружающим его городским пейзажем. Он просто выгодно выделяется на его фоне.
Но потом пришёл Чаушеску со своей урбанизацией и индустриализацией и начал лепить посреди полусельских улиц свои панельные чаушовки.
Да, заметно, что время их изрядно потрепало, но мне кажется, что они с самого начала выглядели уродливо и никоим образом не добавляли шарма и не вписывались в общую урбанистическую концепцию. Глядя на такое, в голове возникает оправданный вопрос: Чаушеску, на x*я?!
Вопрос - в пустоту; после него уместно поставить многоточие...
И завершить на этом рассказ про Куртя де Арджеш.
Я сделал там еще несколько снимков, но приберёг их для другого поста, который надеюсь в скорости опубликовать.
До встреч.
With love from Romania,
X.