Найти в Дзене
Молдовалахия

Первая румынская столица. Часть II: Монастырь и город.

Примерно с этого места но в другом направлении отходит центральная, прямая как стрела улица, названная в честь династии основателей - Басарабов.

Прогулявшись по ней, создаётся впечатление, что местное население в основном занято покупкой мобильных телефонов, продажей цветов и сувениров и обслуживанием заезжих туристов в разного рода харчевнях и гостиницах.

Кое-где встречается заброшенная недвижимость очень сельского типа.

Из местных особенностей, от которых я отвык ещё с девяностых - это молодёжь, которая активно и хаотично перемещается кучками по улице, особенно с наступлением темноты. В основном персоны мужеского пола, но иногда (хотя и редко) попадаются и смешанные группы (т.е. с дамами). Первоначально это немного напрягaло, но потом, заметив их полнейшую неагрессивность стал относится к ним с определённой меланхолией. Вспомнилось босяцкое приднестровское детство, посиделки на лавочках у подъездов и в подъездах и зависания на хатах, когда у кого-нибудь родаков не было дома.

Даже как-то странно было видеть, что молодёжь общается вживую а не сидит в сетях, в нашем, двадцать первом году, двадцать первого века.

Где-то посередине улицы наткнулся на такие две памятные таблички:

-2
-3

Писатель он был не очень. Прочитал как-то одно его произведение. Абсурдное. Т.е. оно так и задумывалось. (Авангард!) Естественно, как после всего бессмысленного, после прочтения в голове ничего не осталось. Однако, по-моему, как культурный феномен, Урмуз удался. Кстати, жизнь свою окончил он также бессмысленно - наложив на себя руки.

Дойдя до конца улицы (а точнее, до её начала, если считать по нумерации домов), попадаешь на территорию, наверное, самого культового монастыря Румынии, построенного пятьсот лет назад.

Вид справа
Вид справа

С монастырем этим, а точнее с его церковью, связана одна из самых пронзительных румынских легенд, которая, однако, относит нас к временам ещё более ранним. Как минимум лет на семьсот назад. Т.е. можно предположить, что собор этот был построен на месте более старой церкви, расположенной тут же.

Вид слева
Вид слева

Над входом - мозаика с подписью последнего реставратора, в правом нижнем углу. Капитальный ремонт проводился ещё в XIX веке, при короле Кароле I, французским архитектором Лекомтом.

-6

Надпись сверху - на старорумынском, - гласит о том, что это за храм, кому посвящён, кем возведён и т.д. Разбирать нетy времени; также, как и другие настенные тексты, подобные тому, что на фотографии ниже. (Этот, кстати - на церковнославянском).

-7

Кроме легендарного прошлого, церковь знаменита тем, что является усыпальницей первых румынских королей. Вот, например, могила королевы Марии, той, благодаря влиянию и связям которой состоялось международное признание Великой Румынии (на послевоенных переговорах в Париже).

-8

Но поскольку внутри церковь небольшая - на всех королей места точно не хватило бы. Поэтому рядом построили ещё одну, с обширным входным залом, где покоятся остальные члены рода Гогенцоллернов.

Весь монастырский комплекс расположен на холме, а внизу, у подножия холма, метрах в двухстах от церкви (по прямой), находится родник, который, согласно легенде, появился на том месте, где разбился Маноле.

-9

Спереди выглядит он так:

-10

Извините, не сообразил сфотографировать общий вид, увлёкся надписью. Видно, что текст старый. Я такие люблю. Гласит он следующее:

"Поток воды родниковой, когда прохладна она и хороша, много народа [здесь] собирает, чтоб жажду утолить, сердце охладить, взор увеселить; и кто пьёт - благодарит и основателей славит: всех счастливо. И пока вода течёт, память о них не гаснет..." и т.д. и т.п.

Если кто не знает легенду о мастере Маноле, советую почитать, для расширения кругозора.

Далее, несколько фотографий города и сопутствующие мысли к ним.

Несмотря на свою как минимум семисотлетнюю историю, Куртя де Арджеш так и не смог стать настоящим городом. Он скорее подходит под румынское понятие "тырг", что точнее можно перевести как местечко.

На многих улицах сохранилась историческая застройка.

-11

В таком виде, как на фотографии выше. И в таком виде, как на фотографии ниже:

-12

Кое-где встречаются памятники, как, например, вот этот, в честь Влайку Водэ (внука Басараба I, из первой части):

-13

Есть немало вкраплений имитаций французской арxитектуры, рубежа XIX  и XX веков, с характерной румынской спецификой, как, например, этот отель "Рояль":

-14

Или это здание старой мэрии:

-15

Короче, заметно, что город жил своей местечковой, провинциальной, неторопливой жизнью, пытаясь, по мере возможностей соответствовать и своему историческому прошлому и современности. И выглядело это, на мой взгляд, довольно гармонично. Т.е. тот же отель "Рояль" не контрастирует разительно с окружающим его городским пейзажем. Он просто выгодно выделяется на его фоне.

Но потом пришёл Чаушеску со своей урбанизацией и индустриализацией и начал лепить посреди полусельских улиц свои панельные чаушовки.

-16

Да, заметно, что время их изрядно потрепало, но мне кажется, что они с самого начала выглядели уродливо и никоим образом не добавляли шарма и не вписывались в общую урбанистическую концепцию. Глядя на такое, в голове возникает оправданный вопрос: Чаушеску, на x*я?!

Вопрос - в пустоту; после него уместно поставить многоточие...

И завершить на этом рассказ про Куртя де Арджеш.

Я сделал там еще несколько снимков, но приберёг их для другого поста, который надеюсь в скорости опубликовать.

До встреч.

With love from Romania,

X.