Впервые основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти прибыл в Россию в 1914 году по приглашению художника Николая Кульбина, главного идеолога русского футуризма и большого поклонника футуризма итальянского. Однако его визит привел к "войне". Многие российские футуристы восторгов Кульбина не разделяли и по случаю гастролей итальянского гуру устроили в прессе настоящие баталии с его сторонниками. И не только в прессе. Сочтя, что Маринетти смотрит на своё путешествие в Россию как на посещение главою организации одного из её филиалов, Бенедикт Лившиц и Велимир Хлебников решили дать ему отпор. «Мы не только не считали себя ответвлением западного футуризма, но и не без оснований полагали, что во многом опередили наших итальянских собратьев», — писал Лившиц в своих воспоминаниях. В итоге произошла некрасивая история: Хлебников и Лившиц отпечатали листовки с воззванием против Маринетти и попытались распространять их во время одной из его лекций. Пожилой Кульбин в ярости вырвал кипу листовок у Лившица, разорвал их в клочья и принялся гоняться по залу за проворным Хлебниковым, чтобы то же самое сделать и с его листовками. В результате Хлебников вызвал Кульбина на дуэль. Дуэль, правда, не состоялась... «Я очень тронут тёплым приёмом московской публики, но почему меня приветствуют почти исключительно люди, далёкие от моих воззрений? — удивлялся Маринетти. — Почему русские футуристы не хотят со мной разговаривать? Враги мне аплодируют, а друзья почему-то демонстративно не ходят на мои лекции».
Маринетти был в России зимой, а в августе он отправился на Первую Мировую войну. Получается, что в итоге несостоявшейся дуэли Хлебникова и Кульбина раненым оказался Маринетти. Подспудно обида Маринетти на русских футуристов привела итальянскую армию и самого итальянского поэта в Россию. " Поэты помышляли виртуально о победе! В России ранили реально Маринетти..."
Во второй и последний раз Маринетти отправился в Россию (СССР), где уже шла война, осенью 1942 года добровольцем в составе комиссии для инспектирования 8-й итальянской армии.
Зоной действия 8-й армии осенью 1942 был Дон. В соответствии с моими изысканиями Маринетти в основном катался с проверками по территории нынешней Ростовской и Воронежской областей Российской Федерации. Любопытно, что, несмотря на все взаимные симпатии Маринетти и Муссолини, и облачение в униформу фашистского добровольца-милиционера, он никогда не состоял в фашистской партии, в отличие от любимого в СССР итальянского детского пролетарского писателя Джанни Родари.
В январе 1943 года на Дону Маринетти получает тяжелое боевое ранение, и убывает в Италию. Я долго пытался отыскать точное место, где Маринетти проливал кровь, но пока что не нашел никаких указаний, кроме того, что это - окрестности Кантемировки в Воронежской области.
В общем, Маринетти "повезло", поскольку он не остался навсегда лежать в Донских степях, как десятки тысяч его соотечественников.
2 декабря 1944 года Маринетти скончался в городе Белладжио, работая над вдохновенным стихотворением в прозе о Десятой флотилии MAS князя Боргезе. Смерть Маринетти случилась от сердечного приступа, который был следствием тяжкого ранения, полученного им в России. Его могила находится на Монументальном кладбище в Милане. Смерть Маринетти ознаменовала и гибель футуризма. До сих пор бытует мнение, что Маринетти не успел уехать в Италию, а сдался в плен одному из советских писателей-полководцев Шолохову. В Италию же под видом Маринетти поехал наш разведчик. А настоящий Маринетти сообщил советскому руководству много ценных сведений о Муссолини, которые способствовали выходу Италии из блока Берлин-Рим-Токио. Маринетти жил в СССР, занимаясь переводами итальянской литературы, в том числе книг Джанни Родари, и умер от старости. Похоронен в Семипалатинске.
Использованые материалы:
https://ankol1.livejournal.com/, https://humus.livejournal.com/, https://vk.com/filippo_tommaso_marinetti, https://rozanova.net/