Ноябрь 2021 года порадовал хорошими фильмами, из которых выделю два. Интересно, что оба фильма - производства США, а рассказывают они о событиях во Франции.
1. Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан», 2021.
Известный фильм, премьера состоялась 12 июля на 74-м Каннском кинофестивале.
Жанр: комедийная драма. Режиссер и продюсер: Уэс Андерсон. Страна выхода: США, Германия.
Прежде чем посмотреть фильм, я прочитала, так сказать, антирекламу: "нас ждет невероятно красивая картинка ... Если вы любите режиссера исключительно за его визуальную эстетику, а все остальное для вас лишь «приложение», вынесенное в заголовок фильма, то можно смело бежать в кино и не дочитывать эту рецензию"... "Французский вестник" понравится поклонникам визуального стиля Уэса Андерсона, готовым пожертвовать ради него интересной историей"...
Ничем не надо жертвовать.
Сюжеты трех рассказанных в фильме историй интересны сами по себе. Режиссер и сценарист - Уэс Андерсон, известный по фильмам "Отель "Гранд Будапешт" и "Остров собак". Несмотря на упреки в отсутствии цельного сюжета, фильм связан общей сюжетной линией. Умер главный редактор <вымышленного американского> еженедельного издания "Французский вестник", офис которого расположен в небольшом <вымышленном> городке во Франции Аннуи-сюр-Блазе, и теперь надо завершить последний номер. И вот сотрудники редакции собрались в кабинете погибшего и читают будущие статьи...
Впрочем, зачем я буду пересказывать содержание фильма? Скажу только, что во второй статье о студенческом протесте в Аннуи-сюр-Блазе, такой "шахматной революции", режиссеру удалось передать дух студенческих волнений во Франции 1968 года с их левым радикализмом, манифестами, баррикадами и любовью. И безумно жаль погибшего юношу Дзеффирелли, которого играет Тимоти Шаламе...
Состав актеров звездный: Натали Портман, Леа Сейду, Тимоти Шаламе, Бенисио Дель Торо, Тильда Суинтон - и очень узнаваемый стиль Андерсона.
2. Последняя дуэль, 2021.
Жанр: историческая драма. Режиссер: Ридли Скотт. Страна выхода: США.
Это - совсем другой фильм. XIV век, Франция, времена Столетней войны. На престоле - безумный король Карл VI. Фильм о том, как некая леди (Маргарет, жена рыцаря де Карружа) подверглась насилию. Этот случай описан у хрониста Фруассара. Обвиняемый - сосед и бывший друг Карружа Ле Гри. Перед зрителем трижды разворачивается эта история - глазами Карружа, его жены Маргарет и ле Гри, и мы понимаем, что все три версии рассматривает суд.
"Мрачное средневековье" постепенно просвещается и становится не таким уж и мрачным. Так, похоже, судьи не очень-то верят в судьбу т.наз. судебного поединка, когда Бог должен рассудить спор, которому нет свидетелей - кто же прав?
Смотреть поединок тяжело. Не похож он на красивые представления о рыцарских дуэлях, да и дрались бывшие друзья не на жизнь, а на смерть, а у современников за недостаточностью улик возникал вопрос - да точно ли был виноват Ле Гри?
Что еще мы видим в фильме? Что во Франции в XIV веке существовал состязательный судебный процесс (обвинение - защита), что парламент здорово ограничивал права короля, а леди Маргарет - мужественная женщина с большим чувством собственного достоинства. Все-таки в случае поражения мужа в поединке ее ждет сожжение на костре за лжесвидетельство.
Но не будем о мрачном.
Вместе с героями фильма мы имеем шанс прогуляться по улицам Парижа XIV века, посмотреть на строящийся собор Парижской Богоматери...
Почему Париж - ПАРИЖ, а Сена - СЕНА?
Виртуальная ПРОГУЛКА ПО ПАРИЖУ
Меня фильм побудил перечитать книги Ги Бретона из серии "Женщины и короли" и Робера Амбелена "Драмы и секреты истории". Что же там все-таки произошло? Дело Карружей - не единственная тайна времен правления Карла VI и его жены королевы Изабеллы (Изабо) Баварской.
Последний король - королевам Франции
Держим дистанцию по-французски! В Люксембургском саду
В ролях: Адам Драйвер, Джоди Комер, Бен Аффлек, Мэтт Дэймон, Харриет Уолтер.
Вот еще деталь, вот что еще роднит два фильма: в США, в стране выпуска, рейтинг обоих фильмов почему-то небольшой. В России фильмы котируются в столицах, в областных и краевых центрах, но не в малых городах.