Крепко призадумаешься, стОит ли смотреть это заморское "нечто", если "Режиссёр Марта Файнс, Продюсер Айлин Майсел, Саймон Босанкет, Рэйф Файнс, В главных ролях Рэйф Файнс, Лив Тайлер, Тоби Стивенс, Лена Хеди, Алан Армстронг"...
Но - название фильма! "ОНЕГИН"! Фильм 1999 года. США - Великобритания.
Решилась. И нисколько не пожалела, и горячо рекомендую: никакой "развесистой клюквы а-ля-рюсс". Добротная драма из XIX века.
А то, что без стихов... и некоторые персонажи не совсем такие, как ожидаешь... да, получился "не совсем Пушкин". Что-то от Джейн Остин.
Но всё равно - это здорово.
Когда авторов - англичан спросили, как им удалось настолько проникнуться русским романом, они ответили, что ... не чувствуют в нём ничего специфически русского, такая история могла произойти и в Девоншире. Светский повеса приехал в провинцию... и т.д.
А дворянская культура тогда была практически одинаковой везде!
"Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил"... Я носил мужской корсет, который держит тебя определенным образом, и весь стиль костюмов этого периода диктует что-то в твоей осанке и личности. В самопрезентации денди есть что-то павлинье. - Рассказывает исполнитель роли Онегина Рэйф Файнс.
"Там будет бал, там - детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник?"
Староват для восемнадцатилетнего проказника? Пожалуй. Но это, увы, общая болезнь кино - все актёры старше персонажей. И спасибо ещё, если лет на пять.
"Потом увидел ясно он, что и в деревне скука та же"...
Вот кого в этом фильме действительно подвёл возраст - так это Ленского. У Пушкина этот персонаж глуповат, конечно, но только в силу юности - страсти. Он просто не успевает поумнеть.
Здесь же с виду - вполне взрослый...
А вот "три возраста" Татьяны, уложившиеся в какие-нибудь три календарных года, удались Лив Тайлер замечательно.
Суровые критики ну никак не могут согласиться с трактовкой англичан. То Татьяна слишком какая-то просвещённая (где наивность?! Она же изначально всех видит насквозь!), то Онегин слишком потрёпан жизнью, то просто дом у Онегина слишком роскошный, то не слишком ли откровенно сбывает дочек матушка Ларина...
А уж сколько возмущения высказывалось по поводу персонажа, которого в романе не было - свахи! Этакая служба знакомств, которой разводить "романтику" некогда, да и не к чему. Спокойно и деловито говорит, что может организовать провинциальной барышне только три выезда в свет (ясно, что долго Ларины в Москве не проживут - средства не те). Задача Тани - за три вечера кого-нибудь "прельстить". Брак - это житейский долг, потом - живи, как получится.
- Если я выйду, я буду верна.
- Ох, не зарекайся, не зарекайся...
"Да кто и когда говорил об ЭТОМ с барышнями!? Верх неприличия!"
В гостиных не говорили, конечно. Но жизнь не ограничивалась гостиной.
И вот - верна... как и чем дальше жить Онегину?
Неожиданный эффект - без обаяния пушкинских стихов потерял своё обаяние и Онегин. Именно как персонаж, как человек.
Дочитывая роман, буквально цепляешься за мысль: недописан! Была ещё десятая глава, там продолжение судьбы героя! Может, у него всё сложится и неплохо?
А от фильма такого послевкусия не будет. Вдруг понимаешь, что продолжение может быть у Татьяны, у генерала... но - не у Евгения. Вместе с автором и мы простимся с героем НАВСЕГДА.
Но стихи всё же будут - в последних сценах, закадровым голосом. Ровно столько, чтобы закончить фильм на высокой грустной ноте.