Интересна и поучительна история храмов Юго-Запада Петербурга. Большинство из них утеряно, а местные жители подчас и не догадываются, что на месте того или иного пустыря-сквера меньше века назад стояла церковь.
Храмы Нарвской заставы располагались вдоль Петергофской дороги. Основными их прихожанами были рабочие многочисленных заводов и мануфактур. Они не только были местом для служб, но и выполняли социальные функции: образования, организации досуга, здравоохранения, социальной и даже финансовой поддержки, помогали бороться с бичом заставской окраины – пьянством.
После революции большинство были обречены. И не только потому что большевики начали бороться с религией, а духовенство подверглось репрессиям.
Государство взяло на себя те функции, которые выполняли церковные общины. Строились школы, дворцы и дома культуры, бани, больницы (точнее, профилактории). Одновременно таяла экономическая база церковной жизни: от «свечного сбора» до крупных пожертвований купцов и заводчиков. Без них невозможно было содержание в должном виде храмов и ведение минимального хозяйства. К тому же земля для храмов, которая была тоже предметом жертвования, стала государственной.
Храмы после 1917 года продолжали действовать. Некоторые успели изменить свою юрисдикцию! Но в целом они закрывались, ветшали, а в 30-е годы деревянные церкви начали сносить, каменные чаще «перепрофилировали». Все это хорошо видно на примере «заставских храмов», по местам которых от Обводного канала до Автово мы и предлагаем прогуляться.
1. Церковь во имя св. великомученицы Екатерины («Екатерингофская»)
Старо-Петергофский пр., 6. УТРАЧЕНА
На месте пустующего кинотеатра «Москва» на Старо-Петергофском проспекте до 1930 года находился храм во имя великомученицы Екатерины. В простонародье его называли Екатерингофским или Екатерининским.
По преданию церковь в Екатерингофе заложили в честь первой морской победой Петра I над шведами 6 мая 1703 года. В 1721 г. храм разобрали в связи с устройством одноименной церкви в казенной шпалерной мануфактуре.
Но новая Екатерининская церковь стояла в стороне от дороги, и разросшийся к тому времени приход стал хлопотать о строительстве каменного храма прямо у дороги. Спустя несколько десятилетий, рассмотрев предложенные проекты, император Николай I, желая видеть храм «простым и красивым», выбрал проект архитектора Константина Андреевича Тона.
Храм строился на средства прихожан и богатых жертвователей. Архитектор Тон сам руководил возведением заложенного 8 сентября 1831 года пятикупольного храма в «византийском стиле» на 3000 человек. Архитектор завершил его вчерне уже в 1835 году, через два года он был освящен.
Действительный статский советник Хрущёв подарил весившую полтора пуда дарохранительницу из серебра, сделанную в мастерской Карла Фаберже. Иконы для храма писал новгородский живописец Чистяков. В храме находились копии работ Рафаэля, Рембрандта, Бруни.
В 1873 году в приходе церкви Святой великомученицы Екатерины было основано Общество вспоможения бедным. Учредителем общества выступил пивной фабрикант, потомственный почетный гражданин и староста церкви Иван Алексеевич Дурдин.
В 1929 году Екатерининский храм, хранивший бесценные реликвии, был взорван. Интересно, что эта участь постигла все храмы, построенные Тоном, несмотря на то что они были капитальные и могли использоваться для хозяйственных нужд.
На месте Екатерининской церкви в 1937–1939 гг. по проекту архитектора Лазаря Марковича Хидекеля выстроен кинотеатр «Москва», первый трехзальный кинотеатр в СССР. С 2004 года он пустовал и разрушался. Недавно вроде как начат все-таки ремонт.
2. Подворье Валаамского монастыря
Нарвский пр., д. 1. СОХРАНИЛАСЬ
На углу Нарвского и Старо-Петергофского проспектов привлекает внимание необычный храмовый комплекс из серого кирпича.
В начале XX века в нем располагалось подворье Староладожского Успенского женского монастыря. Это единственный из дошедших нас в неизменном виде храмов Нарвской заставы.
Сам монастырь находится на левом берегу реки Волхов. Датой его основания принято считать 1156 год. Как это часто бывает, обитель нередко выступала VIP-тюрьмой. Сначала здесь оказалась бывшая царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. Следом за ней отправилась Евдокия Ганнибал (первая жена Абрама Петровича Ганнибала), а уже потом, во время царствования Николая I, родственницы декабристов.
Ансамбль подворья женского монастыря строился с 1904 по 1910 год по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова. Рядом с храмом находится и сквер, названный его именем (о чем можно узнать только на карте).
В монастырском подворье проживало достаточно большое число сестер, действовало общество трезвости и религиозного просвещения. Для района Нарвской заставы, в то время «рабочей окраины» эта деятельность была исключительно важна. Этим так или иначе занимались все заставские храмы.
Санкт-Петербургское подворье, так же как и монастырь, было закрыто в 1919 году. Но Казанская церковь подворья оставалась действующей до октября 1935 года как приходская, пока ее не закрыли, а позже перестроили. В закрытом храме располагались швейная фабрика, затем мебельный комбинат.
В советское время храм железобетонными перекрытиями разделили на три этажа. В наружных стенах пробили проемы. Были утрачены практически все элементы убранства интерьера храма (иконостас, киоты, мраморные ступени и пр.), а также детали наружного оформления. Во время войны от артобстрела серьезно пострадали южный и западный фасады храма.
В 1989 году комплекс зданий на Старо-Петергофском проспекте вернули монастырю, но уже другому – Валаамскому мужскому, который открыл здесь подворье. Четыре года в зданиях шли восстановительные работы. На подворье была оборудована крестильня с полным погружением. В 1994 году Казанский храм снова освящен, хотя его возрождение продолжается до сих пор.
Интересно, что реставраторы восстановили методику изготовления «мыльного камня» (из талькохлорида) – из которого выполнен портал главного входа. Для работы вручную отлили 7000 лекальных керамических кирпичей, аналогичных тем, которые использовались при постройке.
3. Церковь Преподобного Сергия Радонежского
улица Ивана Черных (Новосивковская) близ дома 20. УТРАЧЕНА
На повороте улицы Ивана Черных (бывшей Новосивковской) у примыкания к ней улицы Метростроевцев находится безликий сквер. До 1930-х годов здесь находилась деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского.
Участок, на котором была построена церковь, примыкал с запада к территории, занятой заводами герцога Лейхтенбергского. Да и на самой Новосивковской находилось несколько промышленных предприятий.
В марте 1899 года местный землевладелец крестьянин (!) Терентий Николаевич Волков пожертвовал участок в конце Новосивковской улицы для строительства церкви. Председателем строительного комитета был протоиерей Философ Николаевич Орнатский, духовник царской семьи. В то время он способствовал открытию новых храмов на рабочих окраинах.
Этого священника ждала трагическая судьба. В августе 1918 года отец Философ был арестован и расстрелян вместе со своими сыновьями.
Церковь сооружалась по проекту архитекторов Густава Густавовича фон Голи и Германа Давидовича Гримма. Деревянную церковь с двумя приделами построили всего за несколько месяцев. В 1900 году ее освятили. За храмом расположился дом его причта, выстроенный уже в кирпиче. Здание сохранилось до сих пор.
Церковь преподобного Сергия была закрыта в марте 1931 года и в том же году снесена «в связи с прокладкой теплоцентрали». Иконы и церковная утварь храма перешли в Свято-Троицкий Измайловский собор.
В 2014 году на месте храма неравнодушными людьми установлен памятный крест.
4. Церковь Успения Пресвятой Богородицы («Болдыревская»)
пр. Стачек близ д. 7. УТРАЧЕНА
На углу проспекта Стачек и Промышленной улицы, там, где сейчас разбит газон, стояла невысокая Болдыревская церковь.
До 1940 года часть Промышленной улицы, начинающейся от проспекта Стачек, называлась Болдыревым переулком по имени землевладельца Николая Васильевича Болдырева (1814–1882) – ученого, военного инженера, полковника, впоследствии инженер-генерал-лейтенанта.
В начале 1890-х на землях дачи наследников Болдырева существовало несколько промышленных предприятий. Труд на таких фабриках и в мастерских был тяжелым. Не выполнялись элементарные условия техники безопасности. Ну и, как обычно, процветало пьянство.
По многочисленным просьбам местных фабрично-заводских рабочих, желающих духовного просвещения, в 1910 году по проекту архитектора Федора Демьяновича Павлова на углу Болдыревского переулка (с 1940 года Промышленный переулок.) и Петергофского проспекта (ныне проспект Стачек) была выстроена церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Церковь с хорами, звонницей, главками и шатровым куполом находилась рядом с Болдыревской фабрикой. После революции храм переосвятили. Он стал числиться подворьем Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря Тверской епархии.
Но 8 июня 1929 г. закрыли церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ленгорсовет принял такое решение «по требованию рабочих «Красного путиловца». Когда церковь была уже обречена, рядом на пл. Стачек построили Кировский универмаг с фабрикой-кухней. Деревянное здание церкви простояло еще несколько лет.
В конце 1930-х годов при реконструкции площади Стачек здание церкви было снесено. Несколько лет назад владелец небольшого местного антикварного магазина сделал небольшую уличную инсталляцию, посвященную храму.
5. Костёл святого Казимира
Ул. Зои Космодемьянской (Ушаковская), владение 18, УТРАЧЕН
На углу улиц Зои Космодемьянской и Севастопольской существует унылый сквер, эволюционировавший в парковку. Еще в 1950-е годы здесь какое-то время сохранялось деревянное здание костёла святого Казимира – крупнейшего иноверческого храма Нарвской заставы.
В конце XIX – начале XX вв. на Путиловском заводе работало множество католиков (преимущественно поляки), которые из-за удаленности костёла св. Станислава на Торговой ул. большую часть года не имели возможности бывать на богослужениях. Так появилась идея строительства костёла за Нарвской заставой.
Деревянное бревенчатое здание этого храма – трехнефная базилика – было построено по проекту известного архитектора Петра Купинского на средства, собранные рабочими-католиками. Храм освящен в 1900 году. Он примыкал к зданию богадельни со школой. Фотографии донесли до нас удивительную атмосферу этого деревянного храма.
Приход со временем вырос до 10 тысяч человек! Архитектор Мариан Перетяткович планировал перестроить костёл в камне, но этому помешала война.
Костёл, настоятелем которого с 1916 г. был ксендз Владислав Чегис, продолжал действовать в советское время. Был закрыт только в 1938-м году, а здание полностью разобрали в 1956-м.
Интересно, что после войны улица Зои Космодемьянской была перенумерована. И хотя костёл святого Казимира, пустовавший после закрытия, был обречен, ему «честно выдали» новый номер 18. Так и оказался этот сквер со своим номером между домами 16 и 20.
6. Церковь св. Николая Чудотворца при приюте генерал-адъютанта Н.В. Клейгельса
Ул. Зои Космодемьянской, 27, ЧАСТИЧНО УТРАЧЕНА
Этот храм примечателен тем, что от него все же остался след. Странная надстройка - не что иное как бывшая колокольня храма.
В конце улицы Зои Космодемьянской стоит старинный жилой кирпичный дом с очень необычным завершением крыши. Ранее здесь находился приют Николая Васильевича Клейгельса для отставных полицейских чинов, а при нем церковь святого Николая Чудотворца.
В приюте размещались общие залы для работ, общие залы для детей, кухня, прачечная, ванные и прочее. В доме был водопровод, что являлось большой редкостью за Нарвской заставой.
Здание отапливалось от собственной котельной, было центральное отопление. На открытие приюта пригласили известного фотографа Карла Буллу, сделавшего фотографии приюта.
Когда закрыли приют, а вместе с ним и церковь – неизвестно. После революции здание приспособили под жилье.
7. Церковь прп. Серафима Саровского на ул. Соловьева (ул. Баррикадная).
Севастопольская ул., 35-39. УТРАЧЕНА
За домами № 35-39 по Севастопольской улице сейчас находится уютный дворик с детской площадкой. До 1930 г. на этом месте стоял деревянный храм преподобного Серафима Саровского.
В начале XX века Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения, было решено построить за Нарвской заставой храм. Постройку церкви благословил Иоанн Кронштадтский и пожертвовал на ее строительство 200 рублей.
Под постройкой подразумевался перевод на Серафимовскую улицу с набережной Обводного канала деревянной церкви. Та стояла рядом с известной «Варшавской церковью» (тогда строившейся), а до этого еще и на Стремянной улице!
Землю под храм пожертвовал купец Овсянников, которому досталась некогда процветавшая усадьба Нарышкиных «Ба-Ба!». В 1910-м году храм освятили. При Серафимовском храме была открыта бесплатная библиотека-читальня и детский кружок. Через год в приходе открылась церковно-приходская школа с «агрономическим» уклоном.
В ночь с 28 на 29 июля 1912 года храм сгорел. В огне погибла вся церковная утварь, но уже через полгода храм отстроили заново благодаря поддержке и строительному опыту протоиерея Философа Орнатского.
В 1915 году, к пятилетию Серафимовского храма, на основе общества трезвости было создано Братство во имя святого Серафима. Руководил братством настоятель храма отец Борис (Клеандров). Его расстреляли в 1918 году.
Серафимовский храм закрыли и разобрали летом 1930 г. Ныне Серафимовская улица не существует. На месте старых улиц с деревянными домами в советское время построен новый микрорайон. Там, где находился храм Серафима Саровского, между домами 35-39 по Севастопольской улице, разбит сквер, в котором построен детский сад. Местными жителями обустроено небольшое памятное место с табличкой, напоминающей о храме.
Но уютный малоэтажный микрорайон, построенный в 1920-х годах, до сих пор хранит память о храме. Он получил неофициальное название от Серафимовской улицы – «Серафимовский жилгородок».
А на стене у сквера установлена памятная табличка.
8. Церковь Всех Святых при Ушаковском народном училище и земской больнице («Ушаковская»)
Пр. Стачек, 34. УТРАЧЕНА
На четной стороне пр. Стачек, недалеко от улицы Трефолева в глубине квартала, сохранились два здания, выстроенные в XIX веке. В одном из них (пр. Стачек, 38) размещалось общеобразовательное училище, в другом (пр. Стачек, 34) – больница.
Между ними находилась деревянная церковь Всех Святых, которую неофициально называли по имени благотворителя – «Ушаковской». Школа и больница (в ней до недавнего времени работала поликлиника!) сохранились, а вот соединявший их храм, увы, нет.
Училище, построено на земле, подаренной местным землевладельцем Абрамом Михайловичем Ушаковым, и на его же деньги. Само училище открыли в 1869 году в деревянном двухэтажном здании. Первоначально было рассчитано на триста учеников, с трехлетним сроком обучения, позже было добавлено еще два года обучения.
По инициативе Ушакова с востока к училищу пристроили деревянную церковь. Внутри церковь была оформлена подобно соборной церкви в Сергиевской пустыни (в Стрельне). Освятили ее в 1872 году во имя Всех Святых на земле Русской просиявших.
У Петергофского шоссе (ныне пр. Стачек) стояли ворота со звонницей и деревянная часовня в два этажа. Две трети необходимой на постройку суммы пожертвовал Ушаков. Со времени постройки до 1902 г. он состоял старостой церкви.
В 1895 году по проекту архитектора Александра Александровича Докушевского Ушаков выстроил на свои деньги каменный двухэтажный дом для школы. При училище действовала мужская воскресная школа для взрослых. В связи со строительством каменного здания, численность учеников возросла. В 1915 году их было четыреста пятьдесят, а в 1917 году – уже семьсот.
После революции храм продолжал действовать как приходский до середины 30-х годов! Затем был снесен. На его месте находится жилой дом.
На доме установлена неофициальная памятная табличка.
9. Церковь во имя св. Николая Чудотворца и св. мученицы царицы Александры («Путиловская»)
Пр. Стачек, д.48. ЧАСТИЧНО СОХРАНИЛАСЬ
Последний адрес в нашем путешествии – «Путиловская церковь», которую трудно разглядеть с дороги, да и вообще узнать в ней храм. Для этого нужен специальный ракурс.
Храм был построен по просьбе рабочих Путиловского завода. Строительство храма началось в 1901 году по проекту уже знакомого нам архитектора Василия Косякова на добровольные (в советское время говорили про принудительные) отчисления с зарплаты рабочих Путиловского завода (ныне Открытое акционерное общество «Кировский завод»). Поэтому заводские рабочие называли церковь «Копейка».
В 1906 году был освящен верхний храм с главным престолом в честь святителя Николая Чудотворца. Год спустя освятили и нижний храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В него перенесли прах владельца Путиловского завода Николая Ивановича Путилова и его супруги.
Путиловский храм, рассчитанный на две с лишним тысячи человек, был одним из крупнейших в городе. Но в 1925 году церковь была закрыта и перестроена по проекту архитектора Александра Сергеевича Никольского в заводской клуб «Красный путиловец». По иронии судьбы, архитектор Никольский, был учеником строителя Путиловского храма Василия Антоновича Косякова.
После Великой Отечественный войны здание храма еще раз перестроили, придав ему черты «сталинского ампира» и разместили в нем текстильно-галантерейную фабрику производственного объединения «Север». По свидетельству очевидцев при установке в здании станков были обнаружены останки супругов Путиловых. Судьба их до конца не выяснена. Предположительно они были анонимно захоронены на одном из кладбищ города.
В 1990 году возродилась община Путиловской церкви. В 2005 году фабрика выехала из стен церкви. Началось длительное возрождение храма.
Использованы материалы, предоставленные Л.А. Старковой.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL