В использовании гидросамолетов британцы рано значительно опередили другие нации,
как мы увидим в следующей главе. И в быстром и эффективном использовании
таких самолетов, которыми она обладала в начале войны, она намного превосходила
Германия, которая по численности превосходила ее. В тот момент Великий
Британия располагала примерно пятьюстами машинами, из которых двести были
гидросамолетами, и пятнадцатью дирижаблями. Однако, несмотря на эту ничтожную силу, британские
авиаторы в таком количестве перелетели через Ла-манш в штаб-квартиру во Франции
что, когда экспедиционная армия прибыла на место происшествия, она обнаружила, что у нее под рукой
разведывательные силы, значительно превосходящие все, что немцы могли поднять в воздух. Не будет
преувеличением сказать, что Королевский летный корпус спас армию сэра Джона Френча
в его долгой и доблестной борьбе с превосходящими силами противника.
Россия до войны скрывала свою авиационную деятельность за унылой
завесой миль степи и болот, которые закрывали ее от бдительности
Западной Европы. Профессиональные авиаторы, действительно, отправились туда, чтобы сделать
выставочные полеты за огромные кошельки и принесли известие об огромных
самолетах в процессе строительства и о живом интересе общественности к теме
полетов. Но секретность, которую все правительства, которым так скоро предстояло погрузиться в войну,
стремились создать в отношении своего производства самолетов, была особенно легкой для России
в ее изоляции. Когда разразился шторм, ее воздушный флот насчитывал не менее
восьмисот самолетов и по меньшей мере двадцать пять дирижаблей.