Найти тему
56-я Параллель

Бронированные советские танкетки Т-27 и их роль во время Великой Отечественной войны

Бронированные автомобили и танкетки Рабоче-крестьянской красной армии активно строились в 30-х годах, но полностью исчезли с полей сражений во времена Великой отечественной войны.

Первая мировая война дала обильную пищу для размышлений военным экспертам и теоретикам. Появление новых видов вооружений и опыт их боевого применения в корне изменили многие положения военной науки.

Особое место для сухопутных армий заняла бронетехника на колесах и гусеницах. Именно широкое применение танков и бронеавтомобилей позволило преодолеть позиционной тупик Первой Мировой войны.

Первые танки были тихоходными, неповоротливыми и слабо вооружёнными. В то время только скоростные бронеавтомобили, оснащенные пулеметами и пушками, были в состоянии поддержать огнем прорвавшуюся пехоту и кавалерию.

Поэтому во всех промышленно развитых странах мира после Первой мировой войны, наравне с легкими танками продолжали строить броневики. Их создавали в расчете на будущую маневренную войну. Не был исключением и Советский союз.

В 1941 году на вооружение РККА состояло около 6000 бронеавтомобилей разных типов. Однако большая часть этих машин была потеряна в боях еще в первые месяцы войны или досталось противнику в качестве трофеев.

Трофейные советские бронеавтомобили активно использовались частями вермахта, армии Финляндии и Румынии. Наиболее успешным было их применение в антипартизанских действиях.

В ходе войны производство бронеавтомобилей было резко сокращено. С 42 года в СССР выпускался только один легкий бронеавтомобиль БА-64. Вместе с легкими танками он применялся для разведки и связи .

Еще одним направлением в бронетехники начала 30-х годов, стало создание танкеток. Это были сверхмалые безбашенные легкобронированные машины, вооруженные одним или двумя пулеметами. Экипаж состоял из одного или двух человек.

В то время технологии и уровень развития промышленности, не позволял Советскому союзу самостоятельно создать такие машины. Поэтому были закуплены английские танкетки, на базе которых и были созданы по лицензии танкетки Т-27.

-2

Единственная серийная советская танкетка, которая производилась по 1933 год и в количестве не более 3500 штук, была поставлена красную армию. Советский вариант практически не отличался от оригинала. Заменили только пулемет.

Боевая массы машина составляла порядка 2,7 тонн длина 2,6 метра, ширина 1,8 метра, двигатель карбюраторный мощностью 40 л.с., максимальная скорость 40 км/ч, запас хода 110 километров, вооружение калибра 7,62 миллиметра.

Танкетке пытались использовать для поддержки пехоты в наступление. Но в этом случае их боевая ценность была слишком низкой. Из-за слишком малых габаритов они с большим трудом преодолевали препятствия.

Танкетка Т-27
Танкетка Т-27

А противопульная броня давала слишком слабую защиту. Более того вооружение состоявшая из одного пулемета не позволяло эффективно поддерживать пехотинцев огнем.

Постепенно сверхмалые машины стали выполнять более подходящие для них задания - разведывательные и связанные. С ними танкетки справлялись вполне успешно. Военные специалисты старались расширить тактические возможности Т-27.

Так в 1931 году на базе Т-27 были созданы малые самоходно-артиллерийские установки Т-27М вооруженные пушками калибра 37мм.

Т-27М
Т-27М

К началу великой отечественной войны на вооружение РККА было более 2000 танкеток. Опыт применения танкеток в реальной боевой обстановке со всей ясностью продемонстрировал органические недостатки этого вида техники.

Машина имела очень плотную компоновку и немногочисленный экипаж. В результате те боевые задачи, которые могли бы возлагаться на эту технику, не могли быть выполнены таким малочисленным экипажем и слабым вооружением.

Все советские танкетки Т-27, были потеряны в первые же месяцы Великой отечественной войны. После чего производство этого класса машин в Советском союзе больше никогда не возобновлялось.

-5

Так же читайте на моем канале: Ил-10 одерживал победу в поединке с любыми истребителями