Территория на которой расположилось современное государство Ирак, с древних времен не то, чтобы притягивала народы сопредельных регионов, сколько являлась демографическим кластером, позволяющим размножаться живущим здесь людям.
Месопотамия (др.-греч. Междуречье) - регион меж двух значимых рек западной Азии - Евфрата и Тигра. Эта колыбель цивилизаций позволяла живущим здесь людям создавать великие древние державы (Шумеры, Ассирия, Аккад, Вавилон и другие), а также являлась базой для миграции в соседние регионы. Например, вспомним, семитские племена, ушедшие некогда на запад в долину реки Иордан.
Однако, современный Ирак, несмотря на значительный ресурсный потенциал, превратился в арену соперничества между сопредельными и пришлыми силами. На сегодняшний день, за контроль над данным регионом борются США, Иран, Исламисты, Турки и другие. Опорой для претензий каждой из сторон являются культурные, религиозные связи с какой-либо из частей Ирака. Об этом сейчас подробнее:
Население Ирака составляет примерно 40 млн. человек, что сопоставимо с населением Украины, располагающейся также в бассейне огромной водной системы - Днепра, или Польши, расположившейся в бассейне плодородной Вислы. Из 40 млн населения Ирака, можно выделить четыре основные социально-демографические группы (см. карту ниже):
1. Арабы - сунниты ~20% населения (отмечены желтым цветом);
2. Арабы - шииты ~50% населения(отмечены зеленым цветом);
3. Курды ~20% населения (отмечены синим цветом);
4. Туркоманы 2-3% населения (отмечены коричневым цветом);
5. Остальные (Езиды, Ассирийцы, Персы, и другие).
Соответственно, на одну из данных сил и опирается каждая из сторон, претендующая на влияние в Месопотамии.
Укрепившийся со времен холодной войны, режим Саддама Хуссейна опирался, первоочерёдно, на светскую военную элиту, которая в большей мере была сформирована выходцами из суннитских регионов. После свержения Саддама и установления гегемонии США над регионом, вновь избранное правительство, в большей мере, стало опираться на шиитское население, как на оппозиционно настроенное к предыдущему режиму. Однако, это привело к усилению роли Ирана на сопредельное государство, в связи с использованием своих религиозных связей с лидерами шиитов.
Следует заметить, что основной ареал расселения Шиитов - Юг и Юго-Восток Ирака, Суннитов - Центральные регионы и Северо-Восток, вдоль рек Евфрата и Тигра.
Соответственно, случившееся в период шествия "арабской весны", вооруженное восстание радикальных исламистов, в первую очередь состояло из суннитов, и, в некоторой мере, опиралось на бывших, оказавшихся в опале офицеров армии Саддама Хуссейна и нашедшим шанс для реванша в коалиции с радикалами. Соответственно, демографическое распределение населения Ирака оказало влияние и на боевые действия, когда радикальные силы, сконцентрированные в основном на севере страны, продвигались на юг, к Багдаду, где встречали сопротивление сил Ирака. На фоне этой войны, большое значение приобрел народ, обитающий преимущественно в Северо-Восточной части Ирака - в Курдистане, который в составе Ирака представлен практически автономным регионом. При Саддаме, Курды имели значительное представительство в правительстве, но на текущий момент, главным своим союзником видят США, которые обеспокоены усиливающимся влиянием Ирана на Шиитов. Курды стали своего рода опорой США во всем регионе Западной Азии, в том числе и в соседней Сирии. Однако, отсутствие единства среди Курдов и, в первую очередь, сложившаяся таким образом обстановка, что Курды, в культурном и религиозном плане выделяются среди соседей, в том числе имея с некоторыми из них враждебные отношения, заставляет смотреть на них, как на источник угроз, которые подкрепляются в том числе и амбициями отдельных движений Курдов к созданию своего независимого государства из регионов Ирака, Ирана, Сирии и Турции.
В этой связи на арене, по мере ослабевания центральных правительств Ирака и Сирии, по причине затяжных гражданских конфликтов и иностранного вмешательства, появляется Турция, которая после подавления угрозы со стороны Курдов внутри своей страны, обратило свой потенциал, в том числе и военные, на сопредельные регионы. Ирак стал также целью экспансии Турции по причине расселения в северной части страны Туркоманского населения и Курдской угрозы по южным границам. Однако, очевидно, что данные доводы лишь предлог, для занятия территорий ослабшего Ирака, но мы, в очередной раз видим то, как демография влияет на политику.
Соответственно, разнообразный демографический и религиозный состав населения Ирака, является инструментом крупных держав в их борьбе за столь значимый для мировой истории регион, который и по сей день не утерял своей ценности, как по причине наличия там огромных запасов различных ресурсов, в первую очередь нефти и газа, так и своего значимого географического положения.
Ирак в современный период ищет такой подход к устройству страны, который бы позволил найти баланс в учёте интересов всех слоёв населения, однако, до того момента пока центральная власть Ирака не укрепится в своем нейтральном статусе и не усилит централизованную власть, либо наоборот пойдет по пути предоставления автономий, что конечно опасно возможным распадом страны, где внешние игроки будут использовать столь пестрый демографический и религиозный состав и дальше, с целью получения ключевого влияния на регион.