Авиационная отрасль обсуждает будущее самолетов Ан-148, выпущенных и эксплуатировавшихся в России. После разлада между Россией и Украиной нормальная эксплуатация самолетов стала невозможной. Сейчас оставшиеся в России гражданские Ан-148 собираются продать стране-разработчику.
Самолет Ан-148 был разработан на АНТК имени Антонова. Первый полет состоялся в 2004 году, начала эксплуатироваться в 2009 году. Самолет был предназначен для замены Ту-134. Это была перспективная машина, способная взлетать даже с грунтовых аэродромов. На базе Ан-148 было разработано несколько модификаций, от самолетов с VIP-салоном до летающего госпиталя. Максимальная пассажировместимость Ан-148 составляла 83 человека.
Выпускались Ан-148 на Украине на заводе «Авиант» и по лицензии в Воронеже на ВАСО. В России было произведено 30 из всех 48 выпущенных Ан-148. При этом в самолете использовались украинские комплектующие, а держателем сертификата типа является украинская компания ГП «Антонов».
В России было несколько коммерческих авиакомпаний, в парке которых были Ан-148. В 2015 году от эксплуатации Ан-148 отказалась авиакомпания «Россия», а в феврале 2018 года произошла катастрофа Ан-148 «Саратовских авиалиний», в которой погиб 71 человек. Были споры о то, кто виноват в катастрофе. В итоге, причиной признали ошибку экипажа. «Саратовские авиалинии» прекратили деятельность…
Сейчас в России в Ан-148 летают во флоте Министерства обороны, МЧС, ФСБ, специального летного отряда. До начала 2020 года Ан-148 эксплуатировался в авиакомпании «Ангара», сейчас на официальном сайте «Ангары» в разделе «Флот» этих самолетов нет. Имеющиеся самолеты не летают.
Ан-148 стал жертвой политики. Без взаимодействия между украинским государственным предприятием «Антонов» и российскими авиакомпаниями эксплуатация данного типа невозможна. Поэтому оставшиеся Ан-148 решили продать на Украину. Этим занимается компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК, «дочка» или «внучка» Ростеха). Два Ан-148 уже продали украинской авиакомпании Air Ocean Airlines, в планах продажа еще 7 гражданских Ан-148.
В случае с МЧС, ФСБ, ВВС и другими ведомственными самолетами, ответственность за оценку техсостояния несет КБ имени Мясищева, это филиал ПАО «Ил».
Лично я крайний раз видел Ан-148 чуть менее месяца назад в аэропорту Домодедово. Это был борт МЧС.
Вот такая грустная история с Ан-148, у которого даже прозвище было «Грустный Ослик»:
При подготовке статьи были использованы материал издания «Коммерсантъ», ato.ru, rbc.ru, канала «ЖЖитель: путешествия и авиация».
Рекомендую почитать репортаж из головного отраслевого музея гражданской авиации:
Ставьте лайк 👍🏻 и заходите ко мне на канал о путешествиях по России и авиации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить авторские материалы.