SMM (Social Media Marketing) – маркетинг в соцсетях. При помощи соцсетей связь с целевой аудиторией (ЦА) стала гораздо более многослойной. Если в современном маркетинге не использовать возможности соцсетей, это сильно ограничит масштаб и эффективность рекламной кампании, да и бизнеса в целом.
Как SMM-агенты используют эту возможность для продвижения бизнеса? Кому это важно, а кому – точно нет? Какие задачи решает SMM и какие навыки обязательны для SMM-щика?
В чем отличие СММщика от маркетолога?
Классический маркетинг и SMM преследуют одни и те же цели, но подходят к ним по-разному.
Обычный или офлайн-маркетинг – это любая стратегия продвижения бизнеса, которая использовалась до интернета: объявления в СМИ, реклама по радио и телевидению, листовки в почтовых ящиках и баннеры на дорогах.
Эта реклама приносит результат за счет распространения по всем возможным офлайн-каналам и частоты показов. Но даже самый креативный и мемный рекламный ролик начинает раздражать, когда прерывает фильм «на самом интересном месте» в третий раз.
Как действует SMM?
SMM – это онлайн-маркетинг. Он основан на возможностях соцсетей и интернета в целом. У 61,8 % населения во всем мире есть учетная запись в одной или нескольких соцсетях, по данным Global Web Index на октябрь 2021 года. 5,22 млрд мобильных пользователей означает, что более 2/3 населения мира имеет доступ к мобильному интернету. Причем это наиболее платежеспособная часть мира.
SMM взаимодействует с имеющимися клиентами и привлекает новых, продвигает желаемую культуру и миссию компании. С помощью разнообразного контента SMM демонстрирует бренд гораздо глубже, чем рекламные щиты и телеобъявления.
Основные инструменты и этапы SMM, которые продвигают бизнес в соцсетях
Что нужно бизнесу, чтобы SMM работал?
Определение целей
Почему ваш бизнес вообще активен в соцсетях?
Например:
- Стартап. Рассказывать о новом продукте и привлекать потенциальных клиентов.
- Малый бизнес. Привлекать местных подписчиков и увеличивать активность в сообществе.
- Крупный бизнес. Организовать канал обслуживания для клиентов, чтобы повышать лояльность аудитории.
Когда есть общая цель, ставить маленькие цели, которые помогут достичь нужного результата, проще.
Очень популярна среди SMM-щиков система постановки целей SMART – это аббревиатура от:
- Specific. Конкретные – цели должны быть простыми, ясными и определенными. Например, повысить узнаваемость кафе в радиусе 5 километров.
- Measurable. Измеримые – у цели должны быть один или несколько показателей, которые можно измерить. Это может быть количество подписчиков, переходы по ссылке, охват публикаций. Например, увеличить количество переходов по ссылке в публикациях о новом кафе на 15 %.
- Achievable. Достижимые – цель должна быть достижима в рамках имеющихся ресурсов.
- Relevant. Релевантной – цель должна соответствовать глобальным целям компании.
- Тime-bound. Ограничена по времени – у каждой цели должны быть временные рамки, будь то год или месяц. Например, достичь нужных показателей к концу следующего месяца.
У владельца бизнеса основная цель, скорее всего, заключается в стимулировании продаж, но в соцсетях можно решить и другие вопросы.
Бренды используют соцсети для повышения узнаваемости, развития отношений с потенциальными покупателями, поддержки клиентов. Если главная цель – повысить узнаваемость, то присутствие в нескольких соцсетях будет оправданно. Нужны сделки – выбирайте соцсеть с большой концентрацией ЦА. Нужны переходы на сайт – Инстаграм, ВКонтакте, ТикТок, Фейсбук позволяют вставлять кликабельные ссылки.
Выработка стратегии
Это основа присутствия бренда в соцсетях. Без стратегии вы зря потеряете время, вряд ли достигнете хороших результатов и, скорее всего, будете выбиваться из сил, чтобы охватить свою целевую аудиторию.
У хорошей стратегии маркетинга в соцсетях есть четкие цели, конкретные планы по их достижению и ее можно измерить. Для этого нужно установить контрольные показатели, чтобы понимать, как идут дела и нужно ли менять свой подход.
Контент-стратегия в SMM помогает компании достичь бизнес-целей. Она позволяет:
- Создавать ценный контент. Такой контент интересен пользователям, актуален и работает в интересах бренда
- Стимулировать взаимодействие с потенциальными и существующими клиентами.
- Увеличивать конверсию, будь это продажи, регистрации или переходы по ссылке.
- Выяснить слабые и сильные стороны конкурента. Это поможет улучшить позиции бренда на фоне соперника. Пошаговую инструкцию читайте здесь: «Алгоритм анализа конкурентов в соцсетях».
- Понять, какой аудитории больше всего интересен бренд.
- Запланировать и установить индикаторы того, что цель достигнута.
SMM-стратегия – часть общей маркетинговой стратегии компании, которая разрабатывается с учетом возможностей и особенностей соцсетей. Часто SMM-щики используют модель планирования маркетинговой стратегии SOSTAC. Она базируется на шести компонентах:
- Situation analysis – анализ текущей ситуации. Где мы сейчас? Анализ ресурсов, идей, целей и желания.
- Objectives – цель, к которой должны прийти. К чему стремимся? Развитие бренда, получение прибыли, продвижение нового продукта или что-то еще.
- Strategy – стратегия, как мы собираемся достичь цели. Что для этого нужно?
- Tactics – тактика, какие инструменты будем использовать для достижения цели. Как это получить?
- Action – конкретные действия, задачи и сроки. Что нужно делать?
- Control – контроль. Как это контролировать? Как понять, что пришли к нужному результату, какие показатели скажут об этом.
Планирование и публикация
Регулярный постинг поможет в продвижении бизнеса, потому что:
- Подписчики привыкают к регулярному выходу постов и ждут их. Свежий пост, который за короткое время набирает лайки и комментарии пользователей, имеет огромные шансы попасть в рекомендации – алгоритмы соцсетей такое любят.
- Регулярный постинг помогает выстроить цепочку продаж, которая прогреет холодного клиента и рано или поздно спровоцирует его на покупку. Если же публиковать раз в неделю, о компании могут просто забыть и купить у конкурента, если его предложение раньше попадется на глаза.
- Если пост понравился человеку, он может подписаться на обновления компании, чтобы следить в дальнейшем. Регулярный постинг поможет периодически напоминать пользователю о бренде и удержать человека в подписчиках.
- Когда аудитория реагирует на контент, появляется понимание – стоит двигаться в том же направлении или надо что-то менять. Регулярный постинг делает проще анализ контента: он помогает быстрее собрать статистику и принять нужные меры.
Чтобы выкладывать посты вовремя день за днем, независимо от самочувствия, наличия интернета и заряженной батареи, нужно быть немного супергероем от SMM. Или пользоваться сервисами автопостинга: если запланировать в них публикации, то плевать на все трудности – посты выйдут вовремя.