Легендарная серия Disciples считалась чрезвычайно самобытным, уникальным проектом, задающим новые тренды во всем жанре пошаговых стратегий.
Правда, подобным образом дела обстояли ровно до выхода третьей части тайтла, заслужившей огромное количество критических отзывов, как за многочисленные баги, так и за откровенно слабый сюжет. Основные преимущества этой, без сомнения, знаковой игры — невероятная атмосфера «Тёмного фэнтези», набор продуманных механик и череда удивительных историй про мрачную, таинственную вселенную.
И вот, в 21 октября 2021 года мир увидел продолжение проекта, представленное в виде модуля Disciples: Liberation. Стоит отметить сразу: от оригинальных особенностей серии здесь избавились практически полность. Наверное, именно поэтому специалисты из Kalypso Media не стали анонсировать тайтл в качестве следующего, четвертого по счету номерного издания. Мастера геймдев-студии предвидели очередную волну критики, и как бы попытались объяснить свои поступки, дав игре собственное, отдельное название.
Основные изменения и отличия Liberation от частей оригинальной серии
Три предыдущих игры линейки Disciples — это классические пошаговые стратегии, со своими атмосферными, геймплейными и попросту интересными, уникальными особенностями. Пользователям, исследующим предложенные им локации, предлагалось передвигать персонажей на определенное количество клеточек за ход. В течение одного дня главный герой мог, например, захватить какую-либо шахту, завоевать город, сразиться с отрядом монстров, применить заклинание и так далее. Аналогичным образом действовал и противник.
Все представленные в рамках серии фракции обладали собственными городами и стандартными перечнями доступных для найма юнитов. В целом, проект Disciples во-многом напоминал легендарную Heroes of Might and Magic, правда, со своими фишками. Скажем, в качестве основных боевых единиц в здесь использовались не армии, соединяемые в десятки, сотни и тысячи (привет многомиллионным пачкам крестьян из HMM), а отдельные существа, развивающиеся по мере сражений.
Основное отличие Disciples: Liberation от предыдущих номерных изданий — это практически полный отказ от системы пошагового перемещения протагониста по центральной карте. Теперь главный герой исследует окружающий его мир в свободном порядке, без каких-либо ограничений. Без изменений осталось только само поле боя — оно по-прежнему напоминает HMM, со всеми присущими этой линейке тактическими маневрами.
Сюжетные перипетии
Сюжет в том же проекте Disciples II — это аспект, стоящий отдельного, максимально всецелого рассмотрения. Игра обладала по-настоящему невероятной атмосферой «Мрачного фэнтези», обустроенной благодаря проработанным персонажам, прекрасному саундтреку и увлекательной истории. Именно за это и ругали третью номерную часть издания — она утратила свою самобытность, не сумев предложить пользователям хоть сколько-нибудь интересных сюжетных веток.
Судить о том, насколько качественным получился рассказ в Disciples: Liberation, каждый должен для себя сам. Вообще, вся местная история строится вокруг одного персонажа — девушки Авьянны, выступающей в роли капитана здешних наёмников. Во вселенной, раздираемой бесчисленными воинами, главная героиня сумела закалить свой характер, не потеряв при этом своей единственной жизни. Первое задание в игре — ликвидация непонятного существа, обретающегося на территории какого-то древнего монастыря. Нетрудно догадаться, что у Авьянны все идет наперекосяк: главный герой сталкивается с мощным поражением, и переносится посредством таинственного портала в легендарный город Иллиан.
Как это уже случалось с активными геймерами множество раз, попавший под их управление персонаж получает особую силу странного характера. Перед протагонистом постепенно прорисовывается его основная задача — поиск мощных союзников для дальнейшей эпичной схватки со злом. Конечно, упомянутые сюжетные перипетии даже близко не стоят с историей Disciples II, поражающей своей глубиной и степенью проработанности. Однако не стоит забывать, что перед нами оказалась не следующая номерная часть издания, а проект под названием Liberation.
Геймплей и механики
Основа геймплея в новой игре от Kalypso Media — это мирное развитие города и непосредственное передвижение по глобальной карте. Конечно, присутствует еще и «боевой» аспект механик, но он, в общем-то, практически полностью скопирован с любых других современных пошаговых стратегий. Отдельного внимания стоят именно системы, связанные с развитием собственного поселения. Под управление протагониста рано или поздно попадает замок, со множеством вариантов для последующей расстройки. С самого начала в городишке уже будут присутствовать дома, предназначенные для найма отрядов первого уровня любых фракций. Да, теперь в Disciples можно покупать всех бойцов из разных сторон конфликта, правда, с некоторыми нюансами.
Структура проста: построил, например, казармы людских лучников, а после получил возможность для их набора в отряд. Аналогичным образом дела обстоят с эльфами, гномами, зомби и так далее. Правда, в рамках одного поселения места для всех «домиков» попросту не хватает. Именно поэтому героине приходится жертвовать какими-либо юнитами в пользу других. Причём характеристики солдат и возможности в плане их прокачки зависят, в том числе и от отношения Авьянны с соответствующими фракциями.
Подведём итоги
Disciples: Liberation — это проект, который и не должен был стать следующей номерной частью серии. Перед людьми, ожидающими продолжения своей любимой франшизы из детства, сегодня появилась совсем другая игра, с собственными уникальными особенностями, механиками, фишками, багами, графическими составляющими и боевыми аспектами. Решать, хорошо это или плохо, должен сам пользователь, ностальгирующий по временам Бетрезена и Астарота.
Статья сделана коллективом сайта GamersGate.