Найти тему
Бинарный учитель

Как быстро научить ребенка младшего школьного возраста программированию (Часть 2)

В прошлой части мы обсудили технические направления, которые могли бы дать возможность младшекласснику научиться программировать. Уверен, что большинству ребят будем интересна именно такого рода деятельность, однако есть и те, кому предпочтительно будет углубиться в чистое программирование, в перспективе посмотреть на разные его направления: программирование приложений, веб-программирование, работа с базами данных, узнать о работе нейронных сетей, машинном обучении и искусственном интеллекте. То есть если ребенок проявляет интерес к IT-технологиям интересуется, как работают программы, если ему интересен Тик-Ток не только как сервис, но то, как он работает изнутри, ваш путь лежит в кружки программирования.

Часть 2. Целенаправленное обучение. Там научат, но будет скучно.

Если ваш ребенок учится в младших классах и вы хотите, чтобы он освоил именно программирование, то стоит отсеять все перечисленное в части первой этой статьи и настроиться на то, что ваше участие в качестве ключевого мотивационного фактора будет необходимо.

У меня в допобразовании сыпятся группы. «Группы посыпались» - сленговая фраза моих знакомых коллег, когда на занятие записалось 30 человек, а к концу обучения осталось шестеро. Это не удивляет. Более того, я намеренно прореживаю свои группы максимально отсеивая тех, чьей целью было прийти на шоу одного актера в моем лице.
Это не значит, что я начинаю игнорировать, демотивировать или, того хуже, выгонять детей, тем более у каждого есть особенности характера и поведения и не факт, что такие ребята не раскроются в будущем, прецедентов достаточно. С первого занятия я начинаю им не мешать осознавать свой выбор, решать, стоит ли на это тратить свое время. На каждом уроке провожу мотивационную работу и она цепляет тех, кому действительно интересен процесс написания кода. Я знаком с людьми, которые пишут программы профессионально. Как и в любой профессии есть те, кто рутинно волочит свою лямку (это я так красиво заменил одно программистское определения человека, который пишет плохой код :)) ), но есть те, кто берет проблему и решает ее. Вот такие дети у меня и остаются. Думаю коллеги-педагоги не дадут мне соврать, что это проблема общая для всех образовательных дисциплин. Есть большая разница в методике преподавания предметов основного образования с принудительной анахронической классно-урочной системой и предметов в системе допобразования с возможностью свободного выбора образовательной системы. Однако и в том и в другом случае на первом месте сейчас стоит проблема нежелания детей учится.

Да, такая проблема была всегда. В нашей стране, до октябрьской революции, решалась она ограниченной доступностью образования, даже базового,на уровне чтения и письма, когда высокая мотивированность достигалась престижностью обладания знаниями, возможностью быстрого перехода на другой социальный уровень, а после революции и до середины 80-х императивно, в обязательном порядке, с максимальным уважением к Учителю, с пониманием невозможности социализации без законченного базового образования. Начиная с середины 80-х, с изменением качества жизни у большинства населения в худшую сторону, с появлением способов заработка или «заработка» фактически без аттестата вообще (например, купив его за деньги, а потом проапгрейдив до диплома о среднем или высшем образовании), престиж профессии учителя упал до нуля и до сих пор никак не может вернуться к прошлому уровню.

К сказанному выше добавим наличие доступа к безграничной информации посредством интернет и появление носимых персональных устройств связи. А еще есть красочная голливудская марвеловская кинокашка, в которой может и не было бы ничего плохого, если бы это несло какую-то интеллектуальную пользу или хотя-бы регулировалось перемешиванием с научными и культурными занятиями. Но современный ребенок привык к приоритету красочных спецэффектов над сюжетом, а также к наличию рядом аниматора - человека-протеза, заменяющего у него самомотивацию.

Как я уже сказал классно-урочная система предполагает исключительно императивный подход, поэтому неравнодушные к своей профессии учителя ломают систему, иногда даже рабочую программу и формируют свой урок индивидуально для каждого класса. На такие уроки дети идут охотнее всего.

Но что в итоге получается? Учитель становится тем самым аниматором, который способен хоть как-то учить массово! Каждый урок - это театр одного актера. Дети любят мою общеобразовательную информатику. Но современное видение школы таково, что их каждый день заставляют ходить в театр на хорошие и плохие спектакли, поэтому любой шанс не пойти воспринимается как само собой разумеющееся.

Так вот, к чему это я завел, такую длинную пластинку? Исходя из фактов, которые не видны со стороны родителей, но очевидны любому здравомыслящему учителю, делаем выводы:

  1. есть вероятность, что вашему ребенку будет скучно на занятиях по программированию, без мотивационной (возможно с императивными элементами) подпитки с двух сторон: учителя и родителей;
  2. надо пережить сложный этап погружения в данное направление, а оно будет длительное, но в результате, наступит момент, когда свои успехи можно будет демонстрировать не только перед родителями, но и козырять перед одноклассниками, а этот мотивационный фактор никуда не делся со времен Иоганна Генриха Песталоцци.

Из разговоров с учениками, которые остаются в моих группах однозначно видно, что дома им оказывается не просто поддержка, но и дополнительная стимуляция в виде (нет, не подзатыльников! :)) ) разговоров по душам на тему успешности, некоторых еще с начальной школы настраивают на поступление в соответствующие ВУЗы на бюджет, а некоторые родители делают вид, что не разбираются в каких-то вопросах связанных с компьютерной техникой и просят ребенка быть «собственным домашним сисадмином».

Теперь переходим к вопросу выбора кружка и образовательной программы. Да! Именно вы, при наличии возможности, должны выбирать не только преподавателя и место занятия вашего ребенка, но и рабочую программу. Реалии таковы, что если лет так 10 назад родители и учителя ныли про недостаточное финансирование учреждений на покупку образовательного оборудования, то в последнее время, в больших городах ситуация поменялась, было бы желание руководства и коллектива. Если в кризис 2008 года были желающие работать в школе, в неспокойном 2021 есть большой недостаток, просто зияющая дыра, в квалифицированных педагогических кадрах. В нашем городе на базе одной из школ построили Кванториум, а преподавать там некому.

Есть большое количество кружков, которые организованы индивидуальными предпринимателями и это хорошо с одной стороны, так как увеличивает возможности выбора, а здоровая конкуренция должна, как сообщают нам учебники экономики, подстегивать качество. Но вот по факту это совсем не так, так как качество, в том числе и образовательных услуг, должно измеряться какими-то ощутимыми критериями. Например, критерии можно привязать к уровням погружения в тему:

  1. в такой-то период ребенок должен освоить такой-то объем теоретического материала;
  2. этот материал должен быть закреплен практической работой над проектом, по выданному ему техническому заданию, выполненной с помощью учителя;
  3. ребенок самостоятельно ищет проблему, определяет пути ее решения и выполняет индивидуальный проект связанный с практическим ее решением с ограниченными консультациями учителя, а в идеале, обмениваясь информацией с товарищами, помогая и обучая друг друга;
  4. группа самостоятельно ставит проблему, распределяет задачи, выполняет поисковую исследовательскую работу, проводит тестирование, реализует групповой проект.

Это в очень упрощенном виде, но, так или иначе, каждая тема любой современной рабочей программы должна иметь похожую структуру для того, чтобы можно было выработать хоть какие-то критерии, особенно в дополнительном образовании, где практическая работа над проектами должна занимать максимальное время относительно времени всего курса.

На первом этапе учитель выступает в роли собственно учителя, дает новые знания. На втором, дает возможность использовать эти знания самостоятельно, но фактически программирует вместе с ребенком, то есть выступает в роли наставника. На третьем, ребенок программирует сам, а задача учителя - приемка готовой работы. На этом этапе большое значение имеет взаимный обмен информацией с другими участниками кружка. Нет более эффективного способа закрепления нового материала, чем его объяснение другому человеку. С другой стороны проще принимать информацию на том же языке на котором говоришь сам. Когда я только начинал свою педагогическую деятельность у меня была забавная ситуация: ученик никак не мог осмыслить логику работы рекурсивной функции. Весь класс успешно ее завершал, а мы с ним на двадцатый раз пытались на бумажке проследить за изменениями данных в памяти компьютера. Что поделаешь, отсутствие абстрактного мышления у детей - бич XXI века. Прозвенел звонок, ребенок со слезами на глазах готов был предаться окончательному отчаянию. У него действительно было желание разобраться. Я уже расписался в собственном педагогическом бессилии, как вдруг, его приятель, заглянув мимоходом в нашу писанину, тыкает пальцем в бумажку: «Вот ты тормоз! Проваливаемся в эту фигню, эта фигня еще не закончилась, поэтому проваливаемся дальше, потом считаем эту фигню и так до фига раз пока эта фигня не закончится. Давай быстрее в столовку!». Я увидел, как у парня светлеют глаза. Он понимал! Этот ребенок смог в одно предложение построенное исключительно на мыслеобразах вложить весь мой сорокапятиминутный урок! Я понял, что меня не тому учили на методике в педе.

Четвертый - очень важный этап. На нем отрабатываются навыки совместной работы, поэтому лучшим вариантом будут не индивидуальные занятия, а занятия в микрогруппах. В этом случае учитель убивает двух зайцев: обеспечивается индивидуальный подход, что невозможно физически в группе более 5-6 человек, а также ребенком будут получены полезные навыки работы в команде единомышленников.

И самое самое главное, не поленюсь повториться. Если вам предлагают программу быстрого детского курса, что-то вроде: «Питон за три недели, для детей 7-10 лет», не ведитесь. Польза от такого курса не большая, а психологических проблем от недопонятых моментов воз и маленькая тележка.

Образовательная программа по программированию для младших школьников должна включать в себя два обязательных этапа: изучение алгоритмики, изучение программирования.

Первый этап, для класса 1-2, должен включать в себя составление алгоритмов с помощью команд-карточек (реальных бумажных и/или виртуальных на компьютере) для простых исполнителей. Каждая задача, должна сопровождаться мини-спектаклем - историей, например о роботе-почтальоне, который несет посылку адресату. Для 3-4 классов, необходим переход на текстовое программирование тех же самых исполнителей на русском языке. На этом этапе должна использоваться абсолютная система координат исполнителей, которая им доступнее и понятнее и отражает их собственное перемещение в пространстве.

Далее необходима постепенная замена команд на русском языке аналогичными командами на английском. Исполнители также должны изменяться. На этом этапе вводится Черепашка и Чертежник с относительной системой координат. Работа чертежника будет имитировать работу 3D-принтера или фрезерного станка с ЧПУ. Каждое занятие также должно быть связано с какой-то интересной историей, которая будет активизировать работу.

Очень важно не торопиться, закрепить понимание основных алгоритмических структур. Постараться на уровне управления объектами, более близкими к детской картине мира, изучить ветвления, циклы, вспомогательные алгоритмы. Если перескочить этот этап, то придется восполнять пробелы чистой абстракцией, а это уже не каждому будет даваться просто.

На уровне 4-5 классов можно попробовать программировать исполнителей на «взрослом» языке программирования, например на Питоне. Переход на написание прикладных программ для ребенка будет совершенно естественным и незаметным. Ему не придется делить время изучения языка с изучением навыков работы с компьютером, а дети 2020-ых - это не то же самое, что дети нулевых, это дети с трех лет живущие в смартфонах с их тач-скринами и очень поздно начинающие знакомиться с устройством ввода данных типа «мышь». Некоторые к 10 годам никогда не пользовались компьютером в привычных нам форм-факторах: Xbox, PS, Nintendo, IPad - это ведь совсем не то, правильно?

Итак, давайте подведем итоги: как выбрать кружок программирования?

  1. Настроиться на собственное участие в мотивировании ребенка.
  2. Настроить ребенка на небыстрое достижение результата: программистом будешь, но не сразу, однако всё, что ты сейчас делаешь - это прямая дорога в программисты. Облегчите задачу преподавателю.
  3. Уточните количество детей в группе: чем меньше, тем лучше.
  4. Уточните, как часто проводятся занятия. Идеальный вариант - это 3-4 раза в неделю. Чем чаще, тем меньше усилий придется приложить для того, чтобы мотивировать его на следующее занятие.
  5. Поговорите с преподавателем, расспросите его, какие формы работы с детьми он использует на занятиях, запишите ребенка на пробное занятие, уточните, можно ли на нем поприсутствовать.
  6. Спросите его о том, как будет оцениваться качество усвоения ребенком материала. Если он сделает удивленные глаза (а в большинстве случаев скорее всего это будет именно так) и сообщит, что качество будет видно исходя из степени растянутости детской улыбки в кружковом инстаграммчике или «а он вам дома покажет, чему научился!», можно сразу разворачиваться и уходить - это кружок веселого времяпровождения, а никак не программирования, должна быть прозрачная и простая система.
  7. Попросите показать документально оформленную рабочую программу курса. Если ее нет, то курс ведется экспромтом.
  8. В рабочей программе попросите преподавателя прокомментировать логичность последовательности тем.
  9. Уточните на какой срок рассчитан полный курс, какие конкретно результаты ожидаются по окончанию каждого этапа усвоения программы.
  10. Не стесняйтесь задавать вопросы о профессионализме и опытности преподавателя: как не каждый учитель информатики сможет написать операционную систему, так и не каждый программист сможет научить школьника программированию.

Главная мысль, которую я хотел донести этим длинным опусом заключается в том, что не следует верить в какие-то хитрые методики, которые позволят, быстро и без оглядки на личность ребенка, научить его программировать уже в начальной школе - это не реально, без совместной огромной работы заинтересованного преподавателя и родителей. Он не сможет стать программистом мимоходом, для этого всё должно работать именно на этот результат: школа, окружение, участие в разного рода конкурсах. То есть он должен зафанатеть. Если это произошло, дальше ваше участие может быть пассивное. Если ребенок, приходя после занятий домой, с увлечением рассказывает о том, чему научился - это верный признак того, что в следующий раз он пойдет на занятие с удовольствием.

Спасибо, что прочитали, до встречи на Дзене!