В прошлой части мы обсудили технические направления, которые могли бы дать возможность младшекласснику научиться программировать. Уверен, что большинству ребят будем интересна именно такого рода деятельность, однако есть и те, кому предпочтительно будет углубиться в чистое программирование, в перспективе посмотреть на разные его направления: программирование приложений, веб-программирование, работа с базами данных, узнать о работе нейронных сетей, машинном обучении и искусственном интеллекте. То есть если ребенок проявляет интерес к IT-технологиям интересуется, как работают программы, если ему интересен Тик-Ток не только как сервис, но то, как он работает изнутри, ваш путь лежит в кружки программирования.
Часть 2. Целенаправленное обучение. Там научат, но будет скучно.
Если ваш ребенок учится в младших классах и вы хотите, чтобы он освоил именно программирование, то стоит отсеять все перечисленное в части первой этой статьи и настроиться на то, что ваше участие в качестве ключевого мотивационного фактора будет необходимо.
У меня в допобразовании сыпятся группы. «Группы посыпались» - сленговая фраза моих знакомых коллег, когда на занятие записалось 30 человек, а к концу обучения осталось шестеро. Это не удивляет. Более того, я намеренно прореживаю свои группы максимально отсеивая тех, чьей целью было прийти на шоу одного актера в моем лице.
Это не значит, что я начинаю игнорировать, демотивировать или, того хуже, выгонять детей, тем более у каждого есть особенности характера и поведения и не факт, что такие ребята не раскроются в будущем, прецедентов достаточно. С первого занятия я начинаю им не мешать осознавать свой выбор, решать, стоит ли на это тратить свое время. На каждом уроке провожу мотивационную работу и она цепляет тех, кому действительно интересен процесс написания кода. Я знаком с людьми, которые пишут программы профессионально. Как и в любой профессии есть те, кто рутинно волочит свою лямку (это я так красиво заменил одно программистское определения человека, который пишет плохой код :)) ), но есть те, кто берет проблему и решает ее. Вот такие дети у меня и остаются. Думаю коллеги-педагоги не дадут мне соврать, что это проблема общая для всех образовательных дисциплин. Есть большая разница в методике преподавания предметов основного образования с принудительной анахронической классно-урочной системой и предметов в системе допобразования с возможностью свободного выбора образовательной системы. Однако и в том и в другом случае на первом месте сейчас стоит проблема нежелания детей учится.
Да, такая проблема была всегда. В нашей стране, до октябрьской революции, решалась она ограниченной доступностью образования, даже базового,на уровне чтения и письма, когда высокая мотивированность достигалась престижностью обладания знаниями, возможностью быстрого перехода на другой социальный уровень, а после революции и до середины 80-х императивно, в обязательном порядке, с максимальным уважением к Учителю, с пониманием невозможности социализации без законченного базового образования. Начиная с середины 80-х, с изменением качества жизни у большинства населения в худшую сторону, с появлением способов заработка или «заработка» фактически без аттестата вообще (например, купив его за деньги, а потом проапгрейдив до диплома о среднем или высшем образовании), престиж профессии учителя упал до нуля и до сих пор никак не может вернуться к прошлому уровню.
К сказанному выше добавим наличие доступа к безграничной информации посредством интернет и появление носимых персональных устройств связи. А еще есть красочная голливудская марвеловская кинокашка, в которой может и не было бы ничего плохого, если бы это несло какую-то интеллектуальную пользу или хотя-бы регулировалось перемешиванием с научными и культурными занятиями. Но современный ребенок привык к приоритету красочных спецэффектов над сюжетом, а также к наличию рядом аниматора - человека-протеза, заменяющего у него самомотивацию.
Как я уже сказал классно-урочная система предполагает исключительно императивный подход, поэтому неравнодушные к своей профессии учителя ломают систему, иногда даже рабочую программу и формируют свой урок индивидуально для каждого класса. На такие уроки дети идут охотнее всего.
Но что в итоге получается? Учитель становится тем самым аниматором, который способен хоть как-то учить массово! Каждый урок - это театр одного актера. Дети любят мою общеобразовательную информатику. Но современное видение школы таково, что их каждый день заставляют ходить в театр на хорошие и плохие спектакли, поэтому любой шанс не пойти воспринимается как само собой разумеющееся.
Так вот, к чему это я завел, такую длинную пластинку? Исходя из фактов, которые не видны со стороны родителей, но очевидны любому здравомыслящему учителю, делаем выводы:
- есть вероятность, что вашему ребенку будет скучно на занятиях по программированию, без мотивационной (возможно с императивными элементами) подпитки с двух сторон: учителя и родителей;
- надо пережить сложный этап погружения в данное направление, а оно будет длительное, но в результате, наступит момент, когда свои успехи можно будет демонстрировать не только перед родителями, но и козырять перед одноклассниками, а этот мотивационный фактор никуда не делся со времен Иоганна Генриха Песталоцци.
Из разговоров с учениками, которые остаются в моих группах однозначно видно, что дома им оказывается не просто поддержка, но и дополнительная стимуляция в виде (нет, не подзатыльников! :)) ) разговоров по душам на тему успешности, некоторых еще с начальной школы настраивают на поступление в соответствующие ВУЗы на бюджет, а некоторые родители делают вид, что не разбираются в каких-то вопросах связанных с компьютерной техникой и просят ребенка быть «собственным домашним сисадмином».
Теперь переходим к вопросу выбора кружка и образовательной программы. Да! Именно вы, при наличии возможности, должны выбирать не только преподавателя и место занятия вашего ребенка, но и рабочую программу. Реалии таковы, что если лет так 10 назад родители и учителя ныли про недостаточное финансирование учреждений на покупку образовательного оборудования, то в последнее время, в больших городах ситуация поменялась, было бы желание руководства и коллектива. Если в кризис 2008 года были желающие работать в школе, в неспокойном 2021 есть большой недостаток, просто зияющая дыра, в квалифицированных педагогических кадрах. В нашем городе на базе одной из школ построили Кванториум, а преподавать там некому.
Есть большое количество кружков, которые организованы индивидуальными предпринимателями и это хорошо с одной стороны, так как увеличивает возможности выбора, а здоровая конкуренция должна, как сообщают нам учебники экономики, подстегивать качество. Но вот по факту это совсем не так, так как качество, в том числе и образовательных услуг, должно измеряться какими-то ощутимыми критериями. Например, критерии можно привязать к уровням погружения в тему:
- в такой-то период ребенок должен освоить такой-то объем теоретического материала;
- этот материал должен быть закреплен практической работой над проектом, по выданному ему техническому заданию, выполненной с помощью учителя;
- ребенок самостоятельно ищет проблему, определяет пути ее решения и выполняет индивидуальный проект связанный с практическим ее решением с ограниченными консультациями учителя, а в идеале, обмениваясь информацией с товарищами, помогая и обучая друг друга;
- группа самостоятельно ставит проблему, распределяет задачи, выполняет поисковую исследовательскую работу, проводит тестирование, реализует групповой проект.
Это в очень упрощенном виде, но, так или иначе, каждая тема любой современной рабочей программы должна иметь похожую структуру для того, чтобы можно было выработать хоть какие-то критерии, особенно в дополнительном образовании, где практическая работа над проектами должна занимать максимальное время относительно времени всего курса.
На первом этапе учитель выступает в роли собственно учителя, дает новые знания. На втором, дает возможность использовать эти знания самостоятельно, но фактически программирует вместе с ребенком, то есть выступает в роли наставника. На третьем, ребенок программирует сам, а задача учителя - приемка готовой работы. На этом этапе большое значение имеет взаимный обмен информацией с другими участниками кружка. Нет более эффективного способа закрепления нового материала, чем его объяснение другому человеку. С другой стороны проще принимать информацию на том же языке на котором говоришь сам. Когда я только начинал свою педагогическую деятельность у меня была забавная ситуация: ученик никак не мог осмыслить логику работы рекурсивной функции. Весь класс успешно ее завершал, а мы с ним на двадцатый раз пытались на бумажке проследить за изменениями данных в памяти компьютера. Что поделаешь, отсутствие абстрактного мышления у детей - бич XXI века. Прозвенел звонок, ребенок со слезами на глазах готов был предаться окончательному отчаянию. У него действительно было желание разобраться. Я уже расписался в собственном педагогическом бессилии, как вдруг, его приятель, заглянув мимоходом в нашу писанину, тыкает пальцем в бумажку: «Вот ты тормоз! Проваливаемся в эту фигню, эта фигня еще не закончилась, поэтому проваливаемся дальше, потом считаем эту фигню и так до фига раз пока эта фигня не закончится. Давай быстрее в столовку!». Я увидел, как у парня светлеют глаза. Он понимал! Этот ребенок смог в одно предложение построенное исключительно на мыслеобразах вложить весь мой сорокапятиминутный урок! Я понял, что меня не тому учили на методике в педе.
Четвертый - очень важный этап. На нем отрабатываются навыки совместной работы, поэтому лучшим вариантом будут не индивидуальные занятия, а занятия в микрогруппах. В этом случае учитель убивает двух зайцев: обеспечивается индивидуальный подход, что невозможно физически в группе более 5-6 человек, а также ребенком будут получены полезные навыки работы в команде единомышленников.
И самое самое главное, не поленюсь повториться. Если вам предлагают программу быстрого детского курса, что-то вроде: «Питон за три недели, для детей 7-10 лет», не ведитесь. Польза от такого курса не большая, а психологических проблем от недопонятых моментов воз и маленькая тележка.
Образовательная программа по программированию для младших школьников должна включать в себя два обязательных этапа: изучение алгоритмики, изучение программирования.
Первый этап, для класса 1-2, должен включать в себя составление алгоритмов с помощью команд-карточек (реальных бумажных и/или виртуальных на компьютере) для простых исполнителей. Каждая задача, должна сопровождаться мини-спектаклем - историей, например о роботе-почтальоне, который несет посылку адресату. Для 3-4 классов, необходим переход на текстовое программирование тех же самых исполнителей на русском языке. На этом этапе должна использоваться абсолютная система координат исполнителей, которая им доступнее и понятнее и отражает их собственное перемещение в пространстве.
Далее необходима постепенная замена команд на русском языке аналогичными командами на английском. Исполнители также должны изменяться. На этом этапе вводится Черепашка и Чертежник с относительной системой координат. Работа чертежника будет имитировать работу 3D-принтера или фрезерного станка с ЧПУ. Каждое занятие также должно быть связано с какой-то интересной историей, которая будет активизировать работу.
Очень важно не торопиться, закрепить понимание основных алгоритмических структур. Постараться на уровне управления объектами, более близкими к детской картине мира, изучить ветвления, циклы, вспомогательные алгоритмы. Если перескочить этот этап, то придется восполнять пробелы чистой абстракцией, а это уже не каждому будет даваться просто.
На уровне 4-5 классов можно попробовать программировать исполнителей на «взрослом» языке программирования, например на Питоне. Переход на написание прикладных программ для ребенка будет совершенно естественным и незаметным. Ему не придется делить время изучения языка с изучением навыков работы с компьютером, а дети 2020-ых - это не то же самое, что дети нулевых, это дети с трех лет живущие в смартфонах с их тач-скринами и очень поздно начинающие знакомиться с устройством ввода данных типа «мышь». Некоторые к 10 годам никогда не пользовались компьютером в привычных нам форм-факторах: Xbox, PS, Nintendo, IPad - это ведь совсем не то, правильно?
Итак, давайте подведем итоги: как выбрать кружок программирования?
- Настроиться на собственное участие в мотивировании ребенка.
- Настроить ребенка на небыстрое достижение результата: программистом будешь, но не сразу, однако всё, что ты сейчас делаешь - это прямая дорога в программисты. Облегчите задачу преподавателю.
- Уточните количество детей в группе: чем меньше, тем лучше.
- Уточните, как часто проводятся занятия. Идеальный вариант - это 3-4 раза в неделю. Чем чаще, тем меньше усилий придется приложить для того, чтобы мотивировать его на следующее занятие.
- Поговорите с преподавателем, расспросите его, какие формы работы с детьми он использует на занятиях, запишите ребенка на пробное занятие, уточните, можно ли на нем поприсутствовать.
- Спросите его о том, как будет оцениваться качество усвоения ребенком материала. Если он сделает удивленные глаза (а в большинстве случаев скорее всего это будет именно так) и сообщит, что качество будет видно исходя из степени растянутости детской улыбки в кружковом инстаграммчике или «а он вам дома покажет, чему научился!», можно сразу разворачиваться и уходить - это кружок веселого времяпровождения, а никак не программирования, должна быть прозрачная и простая система.
- Попросите показать документально оформленную рабочую программу курса. Если ее нет, то курс ведется экспромтом.
- В рабочей программе попросите преподавателя прокомментировать логичность последовательности тем.
- Уточните на какой срок рассчитан полный курс, какие конкретно результаты ожидаются по окончанию каждого этапа усвоения программы.
- Не стесняйтесь задавать вопросы о профессионализме и опытности преподавателя: как не каждый учитель информатики сможет написать операционную систему, так и не каждый программист сможет научить школьника программированию.
Главная мысль, которую я хотел донести этим длинным опусом заключается в том, что не следует верить в какие-то хитрые методики, которые позволят, быстро и без оглядки на личность ребенка, научить его программировать уже в начальной школе - это не реально, без совместной огромной работы заинтересованного преподавателя и родителей. Он не сможет стать программистом мимоходом, для этого всё должно работать именно на этот результат: школа, окружение, участие в разного рода конкурсах. То есть он должен зафанатеть. Если это произошло, дальше ваше участие может быть пассивное. Если ребенок, приходя после занятий домой, с увлечением рассказывает о том, чему научился - это верный признак того, что в следующий раз он пойдет на занятие с удовольствием.
Спасибо, что прочитали, до встречи на Дзене!