Найти тему
Кино и немцы

"Тыгын Дархан" - внезапный якутский эпос: хорошая попытка снять хорошее историческое кино

Тыгын Дархан - это один из полуисторических полулегендарных якутских племенных вождей, который пытался создать "иил" - объединить в одном союзе все якутские племена. О жизни, подвигах и трагедии великого тойона (глава рода, племени) сняли эпическую кинопостановку на два с половиной часа экранного времени в великолепных натурных декорациях.

Я не знаю ничего о режиссере Никите Аржакове, кроме того, что он живет и снимает в Якутии. А также о том, что у него гигантские амбиции. Аржаков взял сразу два романа национального (и немного националистичного) якутского писателя Яковлева-Далана "Тыгын Дархан" и "Глухой Вилюй" и запихнул их в одну эпичную киноленту.

Фото со съемок фильма "Тыгын Дархан". Ну, где бы вы еще увидели этих северных рыцарей. Фото: https://pbs.twimg.com/
Фото со съемок фильма "Тыгын Дархан". Ну, где бы вы еще увидели этих северных рыцарей. Фото: https://pbs.twimg.com/

С точки зрения сюжета, это было не лучшее решение. Далан, при всех возможных к нему претензиях насчет не вполне умеренного якутского национализма, хороший писатель. Его романы состоят всегда из нескольких сюжетных линий, с множеством отсылок от одной к другой. Упиханные в прокрустово ложе фильма, даже двухчасового, они сжимаются настолько, что за ними становится невозможно следить, особенно зрителю, не знакомому с якутской историей и творчеством писателя. В идеале, один роман такого масштаба - это полноценный сериальный сезон. Но, видимо, денег на сериал не было...

В остальном же кино смотрится удивительно свежо, интересно и оригинально. Авторам удается балансировать собственные выдумки (например, неисторические костюмы), ироничные цитаты (отсылки к фильмам 90-х про ниндзя, например) и действительно живой исторический и литературный материал. Местами достигается даже эффект "иной цивилизации", которым в мировом кино могут похвастать очень немногие - типа Мела Гибсона с его индейцами-майя из "Апокалипто". Это очень ценно на фоне уже устаканившегося в среднем по миру стандартного голливудского подхода к показу истории.

Натура вместо зеленого экрана создает картинку совсем другой эмоциональной глубины. Фото: https://pbs.twimg.com/
Натура вместо зеленого экрана создает картинку совсем другой эмоциональной глубины. Фото: https://pbs.twimg.com/

Парадоксальным образом фильм "Тыгын Дархан" при этом напоминает именно голливудские исторические картины. Только не современные, а знаменитые "пеплумы" 1970-х, типа того же классического "Спартака" или "Копей Царя Соломона". Возможно причиной тому богатство натурных съемок вместо цифровой скудности зеленого экрана. Или поведение не нарисованной массовки. А может, сам героический пафос, которого большое кино сейчас немного стесняется, отдав его на откуп экранизациям комиксов.

В основе сюжета фильма сразу несколько героев из якутского племени хангаласцев - жителей самой благодатной в Якутии долины Туймаады. Это сам тойон Тыгын, который внезапно лишается отца и остается один на один со всеми политическими проблемами эпохи межплеменных войн. Его дочь, обманом отданная замуж за страшного и огромного, но доброго и смелого рыбака. Это легендарная прародительница якутов Ньырбачаан, младшая жена скончавшегося отца Тыгына - теперь она пытается спасти своих детей от конкуренции с беспощадным Дарханом, решившим во что бы то ни стало объединить в своем кулаке все якутские племена.

Тыгын один из немногих, кто ощущает, как мало отведено исторического времени для попытки объединения народа. Уже ходят слухи о неких людях необычного вида, которые носят трубки, плюющиеся огнем и стальными осами, кусающими насмерть. Но остальные племенные вожди мечтают только в режиме "умри ты сегодня, а я завтра" и никак не хотят воспринять его великую мечту об объединении.

Ну что, Тыгын, не вышел из твоего племени объединитель народа?.. Фото: https://storage.myseldon.com/
Ну что, Тыгын, не вышел из твоего племени объединитель народа?.. Фото: https://storage.myseldon.com/

Это вечная тема Далана: что если бы якуты смогли объединиться до прихода русских, они бы дали централизованный отпор и отстояли бы свою землю от русской оккупации. В этом смысле, фильм стимулирует главную эрогенную зону современного якутского общества, все более насыщаемого таким вот новодельным национализмом. На деле же, шансов у Тыгына или кого-то другого не было. Потому что в долине Туймаады якуты появились всего за пару столетий до русских, и времени основать там свое государство, выйдя из племенной формации ходя бы в феодальную, у них не было.

Впрочем, спорить об этом бессмысленно - лучше посмотреть фильм. Со всеми своими проблемами и недостатками, как историческое и патриотическое кино, он на голову выше российских "Викинга" или "Коловрата". Пусть и с на порядок меньшим бюджетом.

И еще моя личная просьба Никите Аржакову: если в фильме есть боевые сцены, и их много, их надо снимать хорошо. Это в жизни любой бой - грязная свалка, в которой ничего не понятно, пока живые не отползут в сторону, а мертвые не останутся лицом в грязи. В кино люди хотят видеть в деталях, как сталь бьется о сталь и как всадник наносит удар мечом-батысом с лошади по атакующему врагу.