Найти тему
Фельдшер

Как следует обращаться к пациенту. На "ты" или на "Вы"?

Как я и говорил ранее, стараюсь прочесть все ваши комментарии, и при необходимости ответить.

Читая комментарии к заметке Глава восьмая. Язва прободная, я столкнулся с замечанием читателя, которое гласило:

"С больным надо на Вы".

То есть, общаясь с пациентом, необходимо поддерживать официально-деловой стиль общения, не допуская перехода на "панибратство".

Я ответил читателю в своем фирменном стиле поверхностно-мыслящего фельдшера : "Как скажешь!", в чем публично прошу у него прощения. Простите, вырвалось.

Но на самом деле, данный вопрос меня беспокоит очень давно, и разобраться в нем я тоже пытаюсь очень давно, но к единому мнению так и не пришёл, ниже объясню почему.

Итак, дорогие читатели, давайте совместными усилиями попробуем ответить на вопрос: Следует обращаться к пациенту на "ты" или на "Вы"?

Сначала небольшое отступление.

Вы записался в добровольцы?
Вы записался в добровольцы?

Анализируя Вторую мировую войну американские военные историки выявили интересный факт. Оказалось, что при внезапном столкновении с силами японцев американцы, как правило, гораздо быстрее принимали решения - и, как следствие, побеждали даже превосходящие силы противника (Перл-Харбор, видимо не в счет). Изучая данную закономерность, американцы пришли к выводу, что средняя длина слова у американцев составляет 5,2 символа, тогда как японское слово состоит в среднем из 10,8 символа. А значит, что на отдачу приказов уходит на 56 % меньше времени, что в бою играет немаловажную роль.

Ну и естественно, ради "интереса" американцы проанализировали русскую речь - и оказалось, что длина слова в русском языке составляет 7.2 символа на слово, в среднем. Однако при критических ситуациях русскоязычный командный состав переходит на ненормативную лексику - и длина слова сокращается до (!) 3.2 символов в слове. Это связано с тем, что некоторые словосочетания и даже фразы заменяются одним словом.

Например:

- Капитан Иванов! Приказываю Вам уничтожить вражеский самолет, ведущий огонь по нашим позициям!

Нетрудно догадаться, как на самом деле прозвучал бы этот приказ в бою, но я, из соображений политкорректности и политики Дзена, всего лишь приведу пример из песни группы Чиж и Со "Фантом":

«— Коля, жми, а я накрою! — Ваня, бей, а я прикрою!»

Возможно, сравнение медицинской и военной манеры общения несколько некорректно, но давайте попробуем разобраться на конкретном случае, описанном мною:

-Паспорт, полис, мыльно-рыльное с собой и поехали. - Скомандовал я.
-Куда? - спросил обезболенный язвенник. - Мне на работу утром. Пройдёт...

Вот такие моменты, как по щелчку пальцев выводили меня из себя. Подобное, я воспринимал как пощечину рабу, который, по своей глупости сделал работу неправильно и вообще всё зря. Только сырьё потратил напрасно.
- В больницу! - Надо чтоб хирург вас осмотрел, ФГС сделать! - Всё еще не говоря о предстоящей операции, начал тактично говорить я, хотя самого уже "бомбило" от мужицкой упёртости.
- Не поеду... Давайте отказ напишу, где вам там надо расписаться?
Моё терпение "сдетанировало":
-Слышь ты, блин!! - меня уже понесло на предстоящий скандал и обрисовывание ближайших перспектив его недолгой жизни в случае отказа от госпитализации, но Вера положила мне на плечо руку. Я посмотрел на нее и осёкся. Сел на стул рядом с кроватью, вдохнул - выдохнул.
- Сын? -спокойно спросил я, кивнув в сторону комнаты, где плакал ребенок.
- Да-а.. - мужик заулыбался, - Лёха. Через месяц ему шесть будет. Удочку просит на день рождения - на рыбалку будем ходить с ним.
"Ну да, "обезбол" действует - подумал я.

- Ты его слышишь? - Спросил я. - Слышишь как он сопит, когда спит, слышишь как он смеётся, видишь как он радуется, когда тебя с работы встречает?
- Конечно!! Что за вопросы, доктор? - ответил он.

-Так вот я хочу, чтобы и дальше так продолжалось. Если ты с нами не поедешь, то тебя он больше не увидит. Не будет радоваться, потому что тебя не будет. А ещё, пока я тебя здесь уговариваю, где-то нас ждёт такой же Лёха, и не факт что дождётся, пока ты тут из себя святого мученика строишь.

Обращаясь к вышеописанному пациенту на "Вы", я бы ни за что в жизни не убедил его в необходимости госпитализации. В тот момент (именно в тот момент), я разговаривал с ним не как доктор с пациентом, а как мужик с мужиком. Уж таковы были исходные условия возникшей передо мной задачи.

Вообще, когда ситуация позволяет вести беседу, то и естественно, что тогда имеется возможность вести светские беседы (обращаясь на "Вы" и тому подобное). Но, если приходится (именно приходится) обращаться на "ты" к незнакомому человеку, значит на то есть причины, значит ситуация складывается таким образом, что уже "не до нежностей телячьих". И такая грубая и сниженная лексика медработника присуща не обязательно к каким-то тяжелым состояниям пациента, иногда это бессмысленные (по своей сути) и беспощадные (по уровню жестокости) конфликты, которые непременно имеются в работе скорой помощи. От этого никуда не деться, общество не созрело для ведения делового стиля общения, и вряд ли вообще созреет, уж очень много делается для его недоразвития.

Представьте ситуацию.

Неотложное состояние. Например, высотная травма с переломами всего чего угодно. Вокруг толпа зевак, с огрооооомным таким багажом советов что и как надо делать. В руках у каждого телефон с включенными видеокамерами, у некоторых уже прямая трансляция во все возможные "тиктоки". Прибывший фельдшер обращается к пострадавшему:

- Скажите пожалуйста, как Вы считаете: в результате чего у Вас развилось данное состояние???
А пациент (если в сознании) отвечает:
- Вы знаете, я, если честно, затрудняюсь Вам ответить, в связи с тем, что сам недавно сюда явился...

Утрирую, конечно, но уж лучше иногда быть грубым, но эффективным, чем вежливым, но растерянным.

-2

А что Вы скажете по этому поводу?