Найти тему
Виктор Никитин

Across The Universe

Джон Леннон
Джон Леннон

Эта песня была написана Джоном Ленноном, но как всегда была выпущена под композиторским дуэтом с Маккартни. Леннон несколько раз возвращался в своих интервью к этой песне. И его отношение к ней менялось со временем. Чаще всего авторы песен сами являются самыми строгими критиками собственных произведений. Это, безусловно, относилось и к Джону Леннону. На протяжении всей своей карьеры Леннон часто жаловался на трудности в написании песен, описывая весь процесс как “пытку” в последнем интервью, которое он дал перед смертью. Но точно так же, как авторы песен могут быть своими худшими критиками, они также могут быть самыми слабыми защитниками своих произведений. Across The Universe - классическая песня Битлз, которую Джон Леннон изначально ненавидел, но которая в конечном итоге превратилась в нечто совершенно необыкновенное.

Трек, о котором идет речь, был написан после ссоры Леннона со своей тогдашней женой Синтией.

“Я лежал в постели рядом со своей первой женой и был раздражен”, - вспоминал Леннон. “Мне не хотелось общаться. Она все говорила и говорила о чем-то, и, наконец, она заснула, а у меня в голове крутились слова, текущие как бесконечный поток. Я спустился вниз, и все это превратилось в своего рода "космическую песню", не в песню моего раздражения…Она меня просто вытащила из постели. Я не хотел писать ничего, но я был немного раздражен. Я никак не мог заснуть, пока не изложил строчки на бумаге”.

Стихи, которые Леннон закончил той ночью, позже превратились в песню "Across The Universe", песню, вдохновленную интересом Леннона к восточной философии и медитативным практикам, равно как и его бессоницей. Конечно, центральный рефрен “Jai Guru Deva Om”, который повторяется на протяжении всей песни, наполняет трек силой заклинания или благословения, и похож очень на индийскую мантру. Легко догадаться, что он посвящен тогдашнему духовному гуру Махариши Махеш Йоги.

Битлз во время концерта на крыше
Битлз во время концерта на крыше

Ирония в том, что, несмотря на возвышенную энергетику трека, записывать его было настоящей занозой в одном месте для Леннона. В этот период напряженность между Ленноном и Маккартни начала накаляться, и в основе конфликта лежало убеждение, что они уделяли больше внимания своим песням, нежели песням своих партнеров, относились к ним спустя рукава. Ранее они договорились петь гармонии фальцетом на "Across The Universe", но во время сессии звукозаписи на Эбби-Роуд в 1968 году Леннон почувствовал, что Пол фальшивит, и тут же ему об этом сказал.

Чувствуя, что он ничего не может сделать, чтобы следовать пожеланиям автора песни, Маккартни пригласил Лиззи Браво и Гейлин Пиз, чтобы добавить бэк-вокал. Но Леннон все равно был недоволен тем, как шла запись.

“Оригинальный трек был настоящим куском дерьма”, - сказал однажды Леннон. “Я пел фальшиво, и вместо того, чтобы собрать приличный хор, мы пригласили нескольких поклонниц, которые всегда ошивались около студии. Они вошли и тоже спели всё фальшиво. Я чувствовал, что изначально никто не был заинтересован в том, чтобы исполнить эту песню, как я задумывал ее”.

Для Леннона "Across The Universe" совершенно ясно дала понять одну вещь: он должен был записать ее самостоятельно. Говоря об этом треке в более позднем интервью, Леннон сказал:

“Битлз так и не сделали хорошей записи из этой песни. Я думаю, что иногда подсознательно мы – я говорю ”мы", хотя я думаю, что именно Пол сделал больше, чем все остальные из нас, чтобы эта песня не получилась – Пол, как бы подсознательно, пытался уничтожить отличную песню... то есть мы играли в экспериментальные игры с моими отличными произведениями, не только с этой песней, а и с такими как "Strawberry Fields", которые я всегда думал, были плохо записаны".

Большая часть разочарования Леннона была вызвана тем фактом, что он знал, что это хорошая песня, но чувствовал, что ее спихивают в сточную канаву. В 1971 году Леннон признался, что “Across The Universe" всегда была одной из его любимых песен, написанных вместе с "Битлз":

"Это одна из лучших песен, которые я написал. На самом деле, это могло бы быть самой лучшей моей песней в жизни". Он добавил: “Там хорошие стихи, или как вы там это называете, без пережевывания соплей и выдавливания слез. Видите ли, мне нравятся в ней стихи. И их можно просто читать без мелодии. В ней не обязательно должна быть какая-то мелодия, как раз эту песню можно просто прочитать, не обязательно слушать. Это большое достоинство.”.

В некотором смысле эту песню можно рассматривать как предзнаменование неминуемой кончины "Битлз". Она не вошла в очередной альбом Битлз, так как Леннон не был удовлетворен как она была записана. И она пролежала почти два года, пока не была выпущена на благотворительном диске No One's Gonna Change Our World. И затем она появилась на последнем альбоме Битлз Let It Be. Из комментариев Леннона об "Across The Universe" ясно, что он чувствовал себя загнанным в угол гением Маккартни и его большим административным диктатом и пытался найти творческий выход, который он уже тогда видел вне Битлз. Что ж после выхода трека на Let It Be, его желание будет исполнено.

Я обращаюсь ко многим фактам из жизни Битлз, которые, возможно, известны всем знатокам творчества группы, не претендуя на оригинальность. Но , как я понял, ко мне заходит довольно много читателей, для кого некоторая информация и не только о Битлз неизвестна и поэтому интересна. Спасибо всем за ваше постоянное внимание.

====================

Еще о других песнях

Delilah

Have You Ever Seen The Rain

Bella Ciao

Billy Jean

Fever

Alabama Song

Hijo De La Luna

Bang Bang

Love Hurts

10 лучших дуэтов в рок-музыке

Стаканчик блюза

Rod Stewart - One More Time

Je suis malade

Москва Златоглавая

Битлз - Helter Skelter

The House Of The Rising Sun

Tom Waits - Chocolate Jesus

Rolling Stones - Honky Tonk Women

Mercury & Caballe - Barcelona

Riders On The Storm

All You Need Is Love

Ободзинский поет Вертинского

Rolling Stones - Wild Horses

The Doors - Light My Fire

Sparks - Your Fandango