Сегодня по радио услышал запись переговоров пилотов рейса Магадан-Новосибирск. Нужно сказать, что холодок по спине пробежал. При том, что из новостей знал, как закончился полёт и даже познакомился с некоторыми данными из неофициальных источников.
Нужно просто знать этот самолёт и хотя бы на тренажёре ощутить, что такое потеря показаний скорости. А чтобы человек несведущий в тонкостях лётной эксплуатации современных самолётов понял глубину проблемы я приведу пример, как понять по уровню человеческого восприятия, что такое потеря индикации скорости на воздушном судне. Представьте, что вы управляете автомобилем на трассе с плотным движением и вдруг автомобиль перестаёт вас слушаться. То ли лёд под колёсами, то ли с управлением авто проблемы. Это конечно лишь отдалённо укажет вам на состояние экипажа нашего рейса, но некая общая черта в этом присутствует. Разве, что на дороге на порядок больше шансов, что проблемы ограничатся исключительно с издержками по ремонту машины.
Почему опасна потеря индикации скорости самолёта?
Всё дело в том, что в полёте самолёт находится в состоянии, когда он должен в обязательном порядке иметь скорость в пределах от минимально до максимально допустимой. Если эта скорость по каким-то выйдет за пределы этого диапазона то последствия скорее всего станут трагическими. Уменьшение скорости за пределы этого диапазона приведёт к сваливанию самолёта в штопор, выход из допустимого диапазона в другую сторону может привести к разрушению конструкции самолёта.
Теперь понятно почему незнание скорости столь критично для экипажа. И понятно чем обусловлено волнение экипажа, которое явно слышно на известной записи.
По степени сложности для экипажа этот случай намного сложнее чем допустим отказ или даже пожар двигателя.
Насколько велика была опасность для пассажиров?
Я могу сказать, что в одной компании в один осенне-зимний сезон было более пяти подобных случаев. Никто ничего не писал, потому что этот случай тренируется на тренажёре и экипаж, который управляет самолётом обязан в такой ситуации справляться. После того, как поменяли противообледенительную жидкость в базовом аэропорту этой компании, количество таких случаев сократилось до нуля.
Но я нисколько не хочу принизить профессионализм пилотов, которые справились с ситуацией. Они обязаны были справиться и справились. Даже при том, что обстановка была очень сложная (болтанка и даже сдвиг ветра). По уровню проявленного мастерства эта ситуация намного сложнее чем в известном событии, где немедленно наградили членов экипажа.
Более детально я не могу комментировать, пока нет официальных данных. Дабы не уподобиться «комментатору», который, имея солидные регалии, вдруг заявляет, что советские самолёты приспособлены для низких температур, а вот французские не очень. Жаль, что коллега забыл, о том, что все самолёты на высотах полёта 10–12 тысяч метров находятся в условиях очень низких температур (-50°C).