Эллери Куин (или чаще Квин) - криминальный журналист. Он пишет о преступлениях и преступниках. Его отец, инспектор Ричард Квин, служит в полиции Нью-Йорка. Это очень удобно. Во-первых, журналист получает надёжную информацию, что называется, из первых рук. Во-вторых, полиция может до некоторой степени дозировать распространение этой информации. И волки сыты, и овцы целы. И, наконец, свежий "незамыленный" взгляд со стороны может помочь полиции в поиске.
Поэтому такой отец совершенно необходим криминальному журналисту, чтобы стать знаменитым сыщиком-любителем, известным во всём мире. Но помимо отца-персонажа должен ещё быть в реальной жизни и отец персонажа, и отец отца-персонажа. То есть автор.
Ведь кто-то же должен был придумать этого талантливого журналиста. Его создателями (родителями, отцами) стали два нью-йоркца, коренные уроженцы Бруклина (естественно, еврейского происхождения) Эммануэль Леповски (1905-1971) и Даниэль Натан (1905-1982). Они перепробовали разные профессии прежде, чем занялись литературно-издательской деятельностью. Двадцатые годы в Штатах (те самые "ревущие двадцатые") замечательны своей бурной активностью. Создавались и разорялись новые газеты, журналы и издательства. Объявлялись конкурсы с призами разного масштаба и разной тематики.
Вот в таком журнальном конкурсе кузены и приняли участие в 1929 году, предложив свой роман "Тайна римской шляпы", и выиграли 7 500 долларов. Роман был опубликован под псевдонимом Эллери Куин и героем его был сыщик-любитель журналист Эллери Куин. Так что 1929 - это официальный год его рождения.
Столь удачное сотрудничество получило своё продолжение, появились другие романы и в конце концов процесс создания криминальных романов был поставлен на поток. Фредерик Даннэй разрабатывал интригу, выстраивал загадку и возможные варианты её разрешения, контролировал математическую выверенность головоломки, придумывал ложные ходы, сочинял различные обманки. А тональность изложения, последовательность рассказа, стилистические украшения - это уже прерогатива Манфреда Ли. Три десятка романов, сборников рассказов, радиопостановок, сценариев. А ещё комиксы, настольные игры. Телесериал... Целая индустрия.
С 1941 года они стали издавать журнал "Ellery Queen’s Mystery Magazine". Постоянным редактором его стал Фредерик Даннэй. Он остался им и после смерти Манфреда Ли, сделав журнал главным делом своей жизни. И журнал очень способствовал поддержке и развитию детективной литературы во всём англоязычном мире, а практически вообще во всём мире, поскольку золотой век детектива и начался и продолжался при явном доминировании английского детектива.
На русский язык переведено сорок романов Эллери Квина. У меня есть около десятка. Точнее сказать не могу, поскольку в борьбе с книгами за жизненное пространство я пока далёк от победы. Но читаются они легко и с достаточной долей напряжённости, чтобы не упустить какую-то значимую деталь. А то, что читается совсем без напряга, вообще читать не стоит.