Найти в Дзене
ДУХОВНЫЕ ПОСЕВЫ

Ветхозаветная пасха — это исход из египетского рабства, или подлинная свобода от греха и страха смерти

Из Египетского рабства народ идет в Землю Обетованную… Из состояния греховности человек идет к святости.

Суть повествования исхода израильского народа из Египта и сорокалетнем странствовании его по пустыни — это не только библейская история народа, шедшего когда-то давно по пустыни, но зеркальное отражение духовной жизни христианина.

Мы все, до принятия Крещения, были рабами греха, но совершив Таинство — освобождаемся. Но для нас — это только начало пути, начало новой жизни, духовное рождение. Господь сказал:

истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. (Ин. 3, 5).

Но путь после Крещения труден и тяжел. По этой причине Исход еврейского народа сочетается с великими чудесами и знамениями.

И у нас также...

Когда мы становимся верующими, мы делаемся ближе к Богу, ощущаем Его присутствие в нашей жизни. С нами начинают происходить различные чудеса, иногда явные и ярко выраженные. Тогда мы точно осознаем, что это не совпадение, а чудо, но рассказать никому не решаемся, потому что не поверят. Но так или иначе у каждого человека есть, хотя бы малая толика чудесного проникновения Бога в его жизнь.

А потом наступает время, когда ты, по всей вероятности, уже близок к Богу, являешься членом Церкви, ходишь в храм, молишься, заповеди Божии пытаешься исполнять, а такое чувство, что Его рядом нет. Вера постепенно ослабевает и вся духовная жизнь сводится к исполнению обрядов и механическому выполнению правил. Человек, в конце концов, начинает роптать, унывать, в храм ходит не с радостью, а превозмогая себя, или же вовсе оставляет Церковь. Только в памяти сохранилось — “когда-то Бог мне помог”.

В сущности, вся жизнь христианина — это пустыня. Только евреи шли в Землю Обетованную, а христиане идут в Царство Божие.

Апостол Павел пишет о странствовании еврейского народа по пустыни:

Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. (1Кор.10, 11).

Библия — это не просто сборник исторических сведений, а Откровение для каждого человека. Это духовные сигналы, среди суетных, мирских шумов. Это образы, которые надлежит знать и следует применять в своей личной жизни. Игнорируя это, Священное Писание окажется для нас мертвой книгой. Читая ее, надо понимать, что слова в ней обращены лично ко мне.

Одновременно с исходом, происходит очень важное событие для народа израильского и для всех верующих.

Когда фараон в очередной раз отказался освободить народ, Бог повелел Моисею, чтобы этой ночью каждая еврейская семья заколола непорочного ягненка, то есть без всякого изъяна.

Если семья маленькая и не сможет съесть всего агнца, то в доме надлежит собраться двум семьям, так как ягненок весь должен быть съеден.

При закалывании агнца нужно сцедить кровь и помазать ею косяки дверей дома. Моисею было Откровение:

в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота. (Исх.11, 4-5).

Обитателей дома может спасти от смерти только кровь на дверных косяках. Так и случилось: евреи совершили этот обряд, а все первенцы египтян мужского пола — от сына фараона до сына последнего раба — на утро оказались мертвы.

-2

Агнца нужно было приготовить не сокрушая ни единой кости, то есть испечь его на огне целиком. Потом семье надлежало вкушать его с опресноками (пресными лепешками), вином и горькими травами.

Но для нас важно понять другое — всем членам семьи следовало есть агнца с поспешностью, полностью одетыми, в обуви и в верхней одежде, как это делают люди, которые торопятся отправиться в дорогу. Делать это обутыми было непривычно и неестественно для евреев, так как ели они лежа на коврах, облокотившись на подушки.

Смысл Божьего повеления в том, что нужно быть в состоянии бдения, готовности в любую минуту выйти, как только Бог призовет. Они должны были запомнить эту ночь освобождения и потом каждый год празднуя по еврейскому календарю 14 нисана — вспоминать.

Узник просидевший много лет в камере и знающий, что его завтра утром освободят, не будет спать всю ночь, он уже готов и ждет только когда откроется засов, чтобы скорее выбраться на свободу.

И Господь как Премудрый Педагог и Воспитатель хочет от людей того, чтобы они бежали из страны греха и рабства, как заключенный бежит из тюрьмы. Они должны показать свою готовность следовать за Богом. Они еще этого не понимают, поэтому Господь их, через Моисея, так воспитывает.

Из поколения в поколение у евреев будет передаваться мысль, что если Бог призвал, то идти надо за Ним быстро, не раздумывая и не оглядываясь, как, например, жена Лота: “надо это собрать, надо это не забыть, взгляд прощальный брошу на свой уютный дом”.

Человек, Богом призванный к спасению, должен решительно оставлять грехи и бежать от них в “пустыню” — вот суть заложенная в обряд заклания ягненка.

Это ветхозаветное событие стало называться пасха, что означает “переход”, то есть еврейский народ из одного состояния, переходит в другое. Вроде бы все ясно — рабы становятся свободными, бегут из египетского рабства.

Но полного осознания, что они становятся подлинно свободными не было у них, его нет и у нас. Этот переход означает, что люди совершающие его, как сказал апостол Павел, освобождены будут:

от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. (Рим. 8, 21).

Значит не просто — “рабы получили свободу”, а происходит значительно более глубокое, духовное изменение человека — от сущности раба греху в сущность сына Божия, который свободен, как любой сын в отцовском доме.

Очень ярко этот переход чувствуется на нашу Пасху, когда мы становимся действительно детьми Божьими. В кульминационный момент Литургии, каждый верующий христианин глубоко ощущает это, когда Бога называет своим Отцом, причащается той Небесной пищи, которую Он нам посылает и через это нас усыновляет, и мы обретаем истинную свободу, какую имеет царский сын. Вот какое сущностное изменение происходит.

Бог от нас ждет именно того, чтобы мы осознали и ощутили себя Его детьми и от всего сердца исповедали Его своим Отцом.

Кровь агнца, которой помазаны дверные косяки домов, еврейских первенцев спасает от смерти. Благодаря крови ягненка весь народ спасается от фараона (фараон — это образ диавола), который заставлял его делать то, чего сам желал, а не то, чего хочет Бог.

В тот день, когда наступило в мире самое важное 14 нисана, тогда закланный за нас Агнец Непорочный, Иисус Христос Спаситель мира, на Кресте принес Себя в Жертву. Его пронзили копьем и та Кровь, Которая истекла из Него будет насыщать людей до скончания века.

-3

Он именно тот Агнец, который спасает людей от рабства диаволу, рабства греху и страха смерти. Он дает нам свободу от насилия диавола, который, по словам апостола Павла, держит нас под страхом смерти и делает рабами, и принуждает грешить.

Но Господь искупил нас Своею Кровью, освободил, усыновил и мы теперь можем не бояться смерти, и следовательно — не бояться диавола, а значит можем стать свободными от греха.

Понятно, что обретение свободы совершается не в одно мгновение, это постепенный переход из состояния раба в достоинство сына Божия, или дочери Божией. Этот переход по духовной пустыне, для христианина, со всеми падениями и искушениями, как и сорокалетнее странствование богоизбранного народа, будет совершаться в течение всей жизни. И только ступив за порог смерти мы ощутим всю полноту свободы, если стремились к ней здесь на земле.

Самый важный и самый явный в Ветхом Завете прообраз Господа нашего Иисуса Христа — это кровь агнца. Когда мы подходим к Причастию, то для нас это благая весть свободы. И нам следует из последних наших немощных сил стремиться к ней. Бодрствовать, чтобы не плениться суетой мира, не прилепляться сердцем к мирскому, решительно удаляться от греха устремляясь к свободе.

Как только ослабевает наше желание идти к Небесному Царству, мы тут же пускаем корни в эту землю, пленяемся наслаждениями этого мира, начинаем грешить — возвращаемся снова в рабское состояние, из которого нас Христос освободил.

Когда евреи вышли из Египта в пустыню, фараон решил отомстить, погнался за ними со всем своим войском и почти уже догнал их на берегу Чермного моря. Народ взмолился к Моисею, пророк воззвал к Богу, простер жезл над водой, она расступилась в стороны и евреи перешли по дну водного коридора через море на другой берег. Египтяне помчались за ними, вода сомкнулась и все фараоново войско погибло.

Переход израильского народа через Чермное море — это прообраз ветхозаветного крещения. Поэтому апостол Павел пишет:

отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море, и все крестились в Моисея в облаке и в море. (1 Кор. 10, 1-2).

Народ пошел за Моисеем, он поверил в Моисея, как в своего вождя. Их всех накрыло облако — это благодать Святого Духа.

Но в чем суть этого события?

Пройдя через море, евреи должны были дальше верить своему вождю Моисею, как и мы призваны после Крещения верить Христу. Их осенило облако, чтобы даровать им силы перейти пустыню, так и нам подаются дары Святого Духа, чтобы мы дошли до главной цели…

А уж как мы ими распорядимся, зависит целиком от нас.

Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.

Чтобы канал «Духовные посевы» мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте “палец вверх”.

Читайте: 10 казней египетских — это чудеса или наказание, и для чего они были нужны