2 сентября 2021 года в прокат вышел черно-белый фильм Кеннета Браны «Белфаст». Кинолента сразу стала одним из главных претендентов на премию «Оскар». Изначально в России представители Universal отказывались выпускать картину в прокат осенью, а теперь российский зритель сможет ее посмотреть уже после церемонии «Оскар», 31 марта. Зачем в эпоху визуальных эффектов снимать черно-белое кино, теряя деньги со сборов? Разбираемся, какой художественной ценностью обладает эта цветовая палитра на примере ярких черно-белых работ последних лет.
Из «Великого немого» в «Артиста»
Обесцвечивание в современном кинематографе позволяет использовать уникальные художественные приемы: как визуальные, так и повествовательные. Наиболее очевидный из них — перенос в другую эпоху. Чтобы этого добиться, Мишель Хазанавичус в своем фильме «Артист» (2011 год) не только делает изображение аутентичным, но и лишает картину звука. Такими методами режиссер погружает зрителей во времена «Великого немого».
События романтической драмы «Артист» разворачиваются в Голливуде в 1927 году, на пороге перехода от немых фильмов к звуковым. Бывшие популярные киноленты постепенно начинают терять поклонников из-за появления новых технологий. В то же время актеры должны сделать выбор: идти в ногу со временем или оставаться в устаревшем формате. Джордж Валентайн — лицо немого кино — снимает свою картину против всех тенденций.
Цветовая гамма подчеркивает контрастность: ослепительный дебют восходящей звезды звукового кино Пеппи Миллер против тусклой премьеры Валентайна в темном, задымленном сигарами помещении. На протяжении всего фильма визуальные эффекты усиливают конфликт прошлого и будущего. Например, в сцене в ресторане столики главных героев словно ограждены друг от друга стеной. Такое впечатление создается за счет центрированной съемки — симметричному расположению объектов в середине кадра. В этом же эпизоде звучит пренебрежение Пеппи к старому кинематографу: она восхваляет инновации, отрекаясь от «Великого немого». На эти слова Джордж Валентайн отвечает: «Я уступил вам дорогу». Без заслуг прошлой эпохи невозможно существование настоящей. С такой идеей Мишель Хазанавичус создает черно-белое кино во времена блокбастеров.
В отличие от «Великого немого» картина не полностью лишена звука. Его появление в фильме в очередной раз изображает отношение героя к «кино будущего». Джорджу снится сон, в котором не слышна его речь, зато прочий шум до неприязни громкий. Смех, звонок телефона, проезжающие со свистом машины отвратительны не только Валентайну, но и зрителям. Вновь на контрасте режиссер сталкивает мелодичность и спокойствие немого кино с суетливостью инновационного.
В кульминации фильма сцена с гневом главного героя отсылает к «Гражданину Кейну» (1941 год), где Кейн так же разрушал вещи в своем особняке. В то же время сюжет о столкновении немого кино со звуковым явно отсылает и к «Поющим под дождем» (1952 год), а классическая «любовь с первого взгляда» напоминает о французском поэтическом реализме. Однако «Артист» — это не просто дань уважения кинематографу. Своей работой режиссер говорит о прошлом как о фундаменте, без которого не получилось бы современное кино.
Немецкий экспрессионизм в «Маяке»
Сюжет психоделического фильма Роберта Эггерса «Маяк» (2019 год) повествует о двух смотрителях маяка, вынужденных из-за шторма оставаться на отдаленном острове. Эфраим Уинслоу, главный герой, каждый день напивается с напарником и в конце концов перестает различать грань между реальностью и сумасшествием.
Безумие и паранойя, лежащие в основе картины, свойственны фильмам немецкого экспрессионизма. Сходство с этим направлением прослеживается не только в сюжете, но и в визуальных приемах создания тревожности. Оператор Джарин Блашке снимает многие сцены с голландского угла: горизонт завален набок, а камера направлена снизу вверх. Этот ракурс часто использовали режиссеры прошлой эпохи, чтобы усилить напряженность и вызвать дезориентацию.
Значимое место в фильме занимает кьяроскуро — контрастная игра света и тени. Этот метод наблюдается в большинстве кинолент времен экспрессионизма, в том числе в «Кабинете доктора Калигари» (1920 год) и «Носферату, симфония ужаса» (1922 год), которыми вдохновлялся режиссер. Суть приёма заключается в выделении светом самого главного, что находится в центре кадра, в то время как большую его часть занимает темный цвет. Такой эффект создаёт парадоксальность происходящего и погружает зрителя в тревогу и мистику.
В основе сюжета лежит миф о Прометее, и черно-белая палитра отчетливее его иллюстрирует. Свет маяка символизирует собой огонь, который по преданию украл у Богов титан. Главный герой, Эфраим Уинслоу, также пытается добраться до лампы, но ему этого не позволяет пожилой напарник. Белый цвет в фильме — божественное, точка стремлений персонажей. В то же время черные тона изображают грязь и пошлость, в которой герои находятся сейчас.
Звуковое сопровождение тоже схоже с фильмами экспрессионизма. Нагнетание атмосферы и создание мистики достигается различными шумами. Например, крики чаек предвещают трагедию, а сердцебиение маяка усиливает напряжение. Благодаря всем этим заимствованным художественным приёмам и цветовой палитре Роберт Эггерс не только отсылается к эпохе немецких фильмов ужасов, но и создает в своей картине множество неоднозначных символов.
Современность и монохром
За последнее десятилетие всё больше режиссеров снимают черно-белые фильмы. В 2020 году Дэвид Финчер создал картину-оммаж «Манк», погрузив зрителей во времена Золотого века Голливуда. Спустя год вышла разговорная кинолента «Малкольм и Мари», в которой отсутствие цвета заостряет внимание на диалогах. В эпоху спецэффектов монохромные фильмы кажутся «любовным посланием» старому кинематографу.
Сто лет назад черно-белая съемка была необходимостью, а теперь такой стиль обладает особенной художественной ценностью. Джим Джармуш в одном из интервью сказал: «Сейчас снимать черно-белые фильмы дороже, чем цветные». Уникальные образы, погружение в прошлое, мистика, контраст, выразительность деталей, двойственность характера — все эти преимущества могут послужить ответом на вопрос, зачем режиссеры теряют столько денег при съемке монохромных картин.