Найти тему
НУАР-NOIR

Самая нуарная из частей «Государственной границы»

-2

Телевизионная эпопея «Государственная граница» имеет два «состава»: «классический» - девять частей, выходивших в период с 1980 по 1988 годы, и «расширенный» - ещё четыре дополнительных фильма, которые были сняты совершенно недавно.

Нас же лично интересует третий фильм «Восточный рубеж», так как в нём наиболее полно отражены тенденции и стилистические моменты присущие классическому нуару. Действие происходит в конце 20-ых годов на Китайской восточной железной дороге, когда «военные клики», контролировавшие Китай на протяжении двух «послереволюционных десятилетий», пытались осуществить её «отчуждение» от СССР.

Надо сказать, что указанное время даже в собственно китайских фильмах является чем-то аналогичным «эпохе сухого закона» в американском кинематографе. То есть становится историческим фоном для множества криминальных и авантюрных фильмов («Унесенные пулями», «Пусть летят пули» и.т.д.)

Однако нас же в первую очередь должно интересовать то обстоятельство, что «Дальневосточный рубеж» стал своего рода импровизацией на тему знаменитого нуар-фильма Штернберга «Жестокий Шанхай» (1941). Различие заключалось лишь в том, что Шанхай поменяли на Харбин. Однако подразумевался крупный город, который можно было бы именовать «Дальневосточным Вавилоном».

Собственно в фильме есть две «криминальные линии». Сугубо «пограничная», то есть предотвращение провокаций на советско-китайском рубеже. И «шпионская», которая повествует о внедрении в эмигрантскую среду певицы Ольги Анисимовой. Её задача состоит в том, чтобы организовать похищение лидера «белых активистов» некого «Сержа».

Кадр из фильма «Дальневосточный рубеж. Государственная граница» (1982)
Кадр из фильма «Дальневосточный рубеж. Государственная граница» (1982)

Этот персонаж был введен в действие в первом фильме «Мы наш, мы новый…» в череде эпизодов, которые также можно уверено назвать нуарными, так как в них речь идёт о банде, созданной «Сержем» (Сергеем Алексеевым, которого сыграл Аристарх Ливанов) с целью грабежа покидающих после октябрьской революции страну состоятельных людей.

Кадр из фильма «Дальневосточный рубеж. Государственная граница» (1982)
Кадр из фильма «Дальневосточный рубеж. Государственная граница» (1982)

В данном случае похищение чем-то схоже с имевшимися в исторической реальности выдачей Китаем атамана Анненкова и депортацией Родзаевского. То есть показанные в фильме «белые активисты» являются чем-то средним между младороссами и «всероссийским фашистами». Хотя последние в указанное время не были ещё сформированы в отдельную партию.

Кадр из фильма «Дальневосточный рубеж. Государственная граница» (1982)
Кадр из фильма «Дальневосточный рубеж. Государственная граница» (1982)

От «кровавых» красавиц до советских ню-триллеров

Перекличка между отдельными моментами из первых фильмов «Государственной границы» продолжается, когда помощь в похищении «Сержа» должен осуществить Алексей Могилов, один из главных героев второй части – «Мирное лето 21-го года». В характерной для нуара манере он гибнет при исполнении задания.

Кадр из фильма «Дальневосточный рубеж. Государственная граница» (1982)
Кадр из фильма «Дальневосточный рубеж. Государственная граница» (1982)

Эро-нюансы ночного и беспутного Токио

Ощущение нуара усиливалось ещё за счет отдельных вокальных номеров, которые были подобными сценам в ночных клубах из классических криминальных фильмов. В частности, советский зритель был «познакомлен» с достаточно известной в эмигрантских кругах песней «Черная моль», которая в СССР именовалась «Институтка».