Для всех любителей депрессивного кино, а также ранних работ юного Микки Рурка, Николаса Кейджа и Мэтта Диллона представляю вам черно-белую ленту, которая послужила трамплином для молодых артистов
— Странная штука время, очень, я вам скажу, непростая. Когда ты молод, у тебя впереди его столько, что девать некуда. А потом пару лет туда, пару лет сюда, вроде пустяк… Но как только становишься старше, все больше на часы смотришь и прикидываешь «это ж сколько мне осталось, лет тридцать пять»?
Фрэнсис Форд Коппола — звучит убедительно. Особенно убедительно, если знаешь, что это автор всех «крестных отцов» и «апокалипсиса сегодня». Однако в этот раз мы будем поднимать на поверхность другой фильм маэстро, весьма необычную картину 1983-го год
Про съемки
Сценарий был написан практически в точности по одноименной новелле С. Э. Хинтон, включая полные совпадения даже в диалогах. Произведение писательницы весьма небольших размеров, поэтому ознакомиться с материалом может любой желающий: величина его не больше «Шинели» Гоголя.
Для этой картины Коппола принял уникальное цветовое решение — он снял весь фильм полностью на черно-белой пленке. В первую очередь, это связано с сюжетом, а именно с главным героем дальтоником. Симметрично цвету, в фильме мы также можем услышать необычное звуковое оформление: все сцены с участием протагониста (Микки Рурка) заглушают шум городских улиц, а его речь произносится с едва заметным эхом. Исключением являются только рыбки в аквариуме зоомагазина: на всем монохромном полотне именно они выделяются яркими красками, но об этом позже.
По неизвестным причинам, этот фильм не находится на слуху у широкой аудитории, однако является культовым в среде кинематографистов. Прежде всего такие заслуги в честь актёрского состава: картина послужила билетом в жизнь для Мэтта Диллона, Лоуренса Фишберна и Николаса Кейджа, который, к слову, является племянником знаменитого режиссёра.
Сама лента создаёт впечатление нуарного комикса шестидесятых годов с красивыми лицами, задумчивыми персонажами, сигаретами, выпивкой и мотоциклами. С первых кадров картина ассоциируется с чем-то сюрреалистичным, с картиной Пикассо «Течение времени».
Странное музыкальное сопровождение, неутихающее фоновое тиканье часов, таймлапсы с видами на мертвые каменные высотки, и черно-белые закаты оставляют на душе тяжелый камень печали и пустоты.
Про сюжет фильма и книги
История прописанная на бумаге достаточно проста: младший брат стремится стать таким же, как старший — авторитетным лидером, умным и привлекательным человеком. По книге главным героем является Рассел «Расти» Джеймс, младший брат главаря уличной банды Мотоциклиста. На протяжении всего фильма он стремится «говорить как мотоциклист, говорить вещи, которые что-то значат».
По книге Расти четырнадцать лет, а Мотоциклисту семнадцать. Старший брат получил такое прозвище прежде всего потому, что угонял мотоциклы с парковок и беззаботно катался на них по городу, умудряясь не попадать под чуткий надзор полицейских. Несмотря на столь юный возраст, главаря банды боялись даже старшие представители молодёжи этого маленького загнивающего городка; его уважали не за силу, но за ум, рассудительность, харизму и лидерские качества.
— Такой старый на вид, я и забыл что ему двадцать один.
— А это что, не старый?
— Нет, он совсем старый, потянет лет на двадцать пять.
Однако, после того как старший брат уехал в Калифорнию, вернулся он уже совсем не таким, каким был раньше. Что-то в Мотоциклисте щёлкнуло и стал он не просто любителем тишины и почитать книги, а кардинально другим человеком:
«Мотоциклист смотрел прямо сквозь старика и видел что-то, чего я не мог видеть»
Очень сильно не хочется рассказывать сюжет в подробностях, чтобы вы могли насладиться этим произведением. Поэтому, мы будем ходить по тонкому льду обсуждая некоторые детали.
Наверное, единственным крупным недочётом фильма является отхождение от книжного сюжета и облика персонажей: если на бумаге герои это школьники-подростки, то в фильме это уже молодые люди — как минимум студенты на вид. Микки Рурку в картине двадцать один год, хотя в жизни на момент съемок все тридцать. Что, конечно, не скажешь про весьма юного Мэтта Диллона и Николаса Кейджа.
Проблемой героя Рурка является прежде всего непринятие обществом, а не глухота или дальтонизм. Мотоциклист однозначно находится среди городского быдла, он просто вынужден там быть, а все попытки выбраться оттуда ухудшают его положение. Решив поискать лучшей жизни в Калифорнии, на берегу океана, он наталкивается на стену фальши: огни больших городов, люди, шумиха и голливудские звезды — все о чем так мечтает его младший брат, оказывается просто пустышкой, словно накидка на старом разрушенном здании.
В связи с этим он и ассоциирует себя с животными в клетке зоомагазина, бойцовой рыбкой, что дерётся за лишний сантиметр места в аквариуме. И только поэтому он не видит другого смысла жизни, кроме как отпустить их в свободное плавание, сделать то, что ему самому не помогло:
— Кому-то надо убрать тебя подальше отсюда!
— Кому-то надо выпустить рыбу в реку…
Про всю соль
— Ты держался за счёт репутации брата, но его мозгов у тебя нет; чтобы руководить, нужно иметь в голову. Ты уж меня прости, но никто бы за тобой драться не пошёл. С тобой и смерть найти не долго, а умирать никому не хочется.
В картине и книге поднимается очень много проблем: уличные банды, насилие, алкоголь и наркотики, плохая экология, проблема отцов-одиночек, вездесущая нищета и подростковая любовь. Расти Джеймс, в попытках стать на районе таким же великим как его брат участвует в драках, получает колотые раны и удары по голове — это всё физиологические препятствия; он стремится получить больше власти, денег, «цыпочек» и просто стать копией своего брата:
— Крутой он у тебя...
— Ага, и я буду таким: разговаривать как он, и выглядеть также
— Не-а, никогда, ведь он словно принц в изгнании.
В сравнении с братом, Мотоциклист обременён своими душевными переживаниями — тем, что не может найти себе места в этом мире. Поездка в Калифорнию, встреча с выбившейся «в люди» матерью и рандеву с океаном увеличивают тяжесть камня на его душе. Но все вокруг просто считают его безумцем:
— Скажи, мотоциклист, почему тебя до сих пор не пристрелили?
— Сумасшедших даже в первобытном обществе уважали
Для кого
Прежде всего, картина подойдёт для наблюдателей, для тех, кто любит неспешные сюжеты и в хорошем смысле вялотекущую историю. Несправедливость, угнетение и полная прострация продемонстрированная на экране, приносит удовольствие в моменты абсолютной вселенской грусти у вас на душе.
— Черно-белый телевизор с приглушенным звуком. Я, кажется, помню, как видел краски, но это было давно…
Духота жаркого лета и копоть городских литейных заводов, неспешные действия, мечты и желания героев — через все это мы пробираемся чтобы сложить пазл, чтобы Расти понял, что мир куда больше, чем захудалый район промышленного городка. Созерцайте токсичные пейзажи, слушайте тиканье часов и помните — будущее уже позади.
Большое спасибо, что дочитали это до конца. На моём канале есть целая горка хороших обзоров на пожилые фильмы, которые стоит посмотреть. Также, у меня есть основной канал ВКонтакте! Подписывайтесь!
Орфография и пунктуация является авторской. Автор несёт некую ограниченную ответственность за точность и достоверность фактов, на которые он ссылается в своих сочинениях. Автор также не несёт дискурсивной и иной ответственности за непродуктивную трату времени, потраченного читателем на прочтение его статьи.
#кино #фрэнсис форд коппола #микки рурк