Найти в Дзене

«Бойцовая рыбка» не фильм, но пустота и грусть

Оглавление

Для всех любителей депрессивного кино, а также ранних работ юного Микки Рурка, Николаса Кейджа и Мэтта Диллона представляю вам черно-белую ленту, которая послужила трамплином для молодых артистов

— Странная штука время, очень, я вам скажу, непростая. Когда ты молод, у тебя впереди его столько, что девать некуда. А потом пару лет туда, пару лет сюда, вроде пустяк… Но как только становишься старше, все больше на часы смотришь и прикидываешь «это ж сколько мне осталось, лет тридцать пять»?

Фрэнсис Форд Коппола — звучит убедительно. Особенно убедительно, если знаешь, что это автор всех «крестных отцов» и «апокалипсиса сегодня». Однако в этот раз мы будем поднимать на поверхность другой фильм маэстро, весьма необычную картину 1983-го год

«Бойцовая рыбка», 1983 — режиссёр Фрэнсис Форд Коппола
«Бойцовая рыбка», 1983 — режиссёр Фрэнсис Форд Коппола

Про съемки

Сценарий был написан практически в точности по одноименной новелле С. Э. Хинтон, включая полные совпадения даже в диалогах. Произведение писательницы весьма небольших размеров, поэтому ознакомиться с материалом может любой желающий: величина его не больше «Шинели» Гоголя.

-2

Для этой картины Коппола принял уникальное цветовое решение — он снял весь фильм полностью на черно-белой пленке. В первую очередь, это связано с сюжетом, а именно с главным героем дальтоником. Симметрично цвету, в фильме мы также можем услышать необычное звуковое оформление: все сцены с участием протагониста (Микки Рурка) заглушают шум городских улиц, а его речь произносится с едва заметным эхом. Исключением являются только рыбки в аквариуме зоомагазина: на всем монохромном полотне именно они выделяются яркими красками, но об этом позже.

Бойцовые рыбки. Единственные краски, которые видит Мотоциклист.
Бойцовые рыбки. Единственные краски, которые видит Мотоциклист.

По неизвестным причинам, этот фильм не находится на слуху у широкой аудитории, однако является культовым в среде кинематографистов. Прежде всего такие заслуги в честь актёрского состава: картина послужила билетом в жизнь для Мэтта Диллона, Лоуренса Фишберна и Николаса Кейджа, который, к слову, является племянником знаменитого режиссёра.

Сама лента создаёт впечатление нуарного комикса шестидесятых годов с красивыми лицами, задумчивыми персонажами, сигаретами, выпивкой и мотоциклами. С первых кадров картина ассоциируется с чем-то сюрреалистичным, с картиной Пикассо «Течение времени».

Странное музыкальное сопровождение, неутихающее фоновое тиканье часов, таймлапсы с видами на мертвые каменные высотки, и черно-белые закаты оставляют на душе тяжелый камень печали и пустоты.

Про сюжет фильма и книги

История прописанная на бумаге достаточно проста: младший брат стремится стать таким же, как старший — авторитетным лидером, умным и привлекательным человеком. По книге главным героем является Рассел «Расти» Джеймс, младший брат главаря уличной банды Мотоциклиста. На протяжении всего фильма он стремится «говорить как мотоциклист, говорить вещи, которые что-то значат».

Микки Рурк (Мотоциклист) «Бойцовая рыбка», 1983 — режиссёр Фрэнсис Форд Коппола
Микки Рурк (Мотоциклист) «Бойцовая рыбка», 1983 — режиссёр Фрэнсис Форд Коппола

По книге Расти четырнадцать лет, а Мотоциклисту семнадцать. Старший брат получил такое прозвище прежде всего потому, что угонял мотоциклы с парковок и беззаботно катался на них по городу, умудряясь не попадать под чуткий надзор полицейских. Несмотря на столь юный возраст, главаря банды боялись даже старшие представители молодёжи этого маленького загнивающего городка; его уважали не за силу, но за ум, рассудительность, харизму и лидерские качества.

— Такой старый на вид, я и забыл что ему двадцать один.
— А это что, не старый?
— Нет, он совсем старый, потянет лет на двадцать пять.

Однако, после того как старший брат уехал в Калифорнию, вернулся он уже совсем не таким, каким был раньше. Что-то в Мотоциклисте щёлкнуло и стал он не просто любителем тишины и почитать книги, а кардинально другим человеком:

«Мотоциклист смотрел прямо сквозь старика и видел что-то, чего я не мог видеть»
Мотоциклист (Микки Рурк) «преисполняется в своем сознании»
Мотоциклист (Микки Рурк) «преисполняется в своем сознании»

Очень сильно не хочется рассказывать сюжет в подробностях, чтобы вы могли насладиться этим произведением. Поэтому, мы будем ходить по тонкому льду обсуждая некоторые детали.

Наверное, единственным крупным недочётом фильма является отхождение от книжного сюжета и облика персонажей: если на бумаге герои это школьники-подростки, то в фильме это уже молодые люди — как минимум студенты на вид. Микки Рурку в картине двадцать один год, хотя в жизни на момент съемок все тридцать. Что, конечно, не скажешь про весьма юного Мэтта Диллона и Николаса Кейджа.

Николас Кейдж (Смоки) и Мэтт Диллон (Расти) «Бойцовая рыбка», 1983 — реж. Фрэнсис Форд Коппола
Николас Кейдж (Смоки) и Мэтт Диллон (Расти) «Бойцовая рыбка», 1983 — реж. Фрэнсис Форд Коппола

Проблемой героя Рурка является прежде всего непринятие обществом, а не глухота или дальтонизм. Мотоциклист однозначно находится среди городского быдла, он просто вынужден там быть, а все попытки выбраться оттуда ухудшают его положение. Решив поискать лучшей жизни в Калифорнии, на берегу океана, он наталкивается на стену фальши: огни больших городов, люди, шумиха и голливудские звезды — все о чем так мечтает его младший брат, оказывается просто пустышкой, словно накидка на старом разрушенном здании.

В связи с этим он и ассоциирует себя с животными в клетке зоомагазина, бойцовой рыбкой, что дерётся за лишний сантиметр места в аквариуме. И только поэтому он не видит другого смысла жизни, кроме как отпустить их в свободное плавание, сделать то, что ему самому не помогло:

— Кому-то надо убрать тебя подальше отсюда!
— Кому-то надо выпустить рыбу в реку…
-7

Про всю соль

— Ты держался за счёт репутации брата, но его мозгов у тебя нет; чтобы руководить, нужно иметь в голову. Ты уж меня прости, но никто бы за тобой драться не пошёл. С тобой и смерть найти не долго, а умирать никому не хочется.
-8

В картине и книге поднимается очень много проблем: уличные банды, насилие, алкоголь и наркотики, плохая экология, проблема отцов-одиночек, вездесущая нищета и подростковая любовь. Расти Джеймс, в попытках стать на районе таким же великим как его брат участвует в драках, получает колотые раны и удары по голове — это всё физиологические препятствия; он стремится получить больше власти, денег, «цыпочек» и просто стать копией своего брата:

— Крутой он у тебя...
— Ага, и я буду таким: разговаривать как он, и выглядеть также
— Не-а, никогда, ведь он словно принц в изгнании.

В сравнении с братом, Мотоциклист обременён своими душевными переживаниями — тем, что не может найти себе места в этом мире. Поездка в Калифорнию, встреча с выбившейся «в люди» матерью и рандеву с океаном увеличивают тяжесть камня на его душе. Но все вокруг просто считают его безумцем:

— Скажи, мотоциклист, почему тебя до сих пор не пристрелили?
— Сумасшедших даже в первобытном обществе уважали
-9

Для кого

Прежде всего, картина подойдёт для наблюдателей, для тех, кто любит неспешные сюжеты и в хорошем смысле вялотекущую историю. Несправедливость, угнетение и полная прострация продемонстрированная на экране, приносит удовольствие в моменты абсолютной вселенской грусти у вас на душе.

— Черно-белый телевизор с приглушенным звуком. Я, кажется, помню, как видел краски, но это было давно…

Духота жаркого лета и копоть городских литейных заводов, неспешные действия, мечты и желания героев — через все это мы пробираемся чтобы сложить пазл, чтобы Расти понял, что мир куда больше, чем захудалый район промышленного городка. Созерцайте токсичные пейзажи, слушайте тиканье часов и помните — будущее уже позади.

-10

Большое спасибо, что дочитали это до конца. На моём канале есть целая горка хороших обзоров на пожилые фильмы, которые стоит посмотреть. Также, у меня есть основной канал ВКонтакте! Подписывайтесь!

Орфография и пунктуация является авторской. Автор несёт некую ограниченную ответственность за точность и достоверность фактов, на которые он ссылается в своих сочинениях. Автор также не несёт дискурсивной и иной ответственности за непродуктивную трату времени, потраченного читателем на прочтение его статьи.

#кино #фрэнсис форд коппола #микки рурк