Вы порядочный копирайтер, цените свою репутацию и стараетесь помочь клиенту, а не просто отпахать ради денег. И тут вам приходит сообщение “Пишу вам по рекомендации. Вас рекомендовали как хорошего копирайтера (таргетолога, дизайнера и т.п.), мне нужно запустить проект. Возьметесь? Только я уже обжигался, поэтому распишите как будете продвигать контентом мой онлайн-курс (что, как, когда и где будете использовать, на какую ЦА). Я посмотрю весь план, и тогда начнем по нему работать. Я же должен перестраховаться.”
Как поступите?
Хороший копирайтер всегда идет навстречу хорошему заказу и заказчику?
Именно такая фраза приходит первой в голову. И начинает срабатывать логическая цепочка обоснований:
- если по рекомендации, значит проверенный, не обманет;
- если продукт/проект серьезный, то правильно выбирает команду, дотошно;
- надо выложиться по полной и показать, как я горю проектом, и что я оправдываю рекомендацию.
С мечтой о командной работе над крутым запуском, вы расписываете всю стратегию как собрать холодную аудиторию, догреть, продать и допродать. Потом еще и голосом созваниваетесь и часа полтора-два проводите своему потенциальному заказчику консультацию. Ведь вы очень заинтересованы в этой работе! Вам нужно доказать, что вы профи, вас не зря рекомендуют.
Всё прошло замечательно. Потенциальный клиент активно вносил идеи, задавал вопросы, с радостью забрал вашу стратегию и запись созвона. Вы потираете руки в предвкушении работы по написанной вами стратегии, отказываете разовым заказчикам, ведь впереди настоящий запуск продукта!
День, два, три. Тишина. А потом сухой ответ, как удар под дых. Потенциальный клиент берет в проект другого специалиста, он лучше. Или другого специалиста в проект привел партнер. Всё.
Второй вариант — вам вообще не напишут. И даже не собирались больше с вами общаться.
Что не так, почему отказали?
Потому что вас обобрали!
С самого начала у вас хотели получить услугу в полном объеме бесплатно. Причем очень часто с такой схемой идут и к опытным фрилансерам, а вдруг прокатит? Но и новичок сгодится, только тот, кто курс хороший окончил, он будет очень заинтересован выложиться по-максимуму.
Покажу поэтапно:
1. Сколько стоит стратегия продажи курса на холодную аудиторию? Минимум 10 000 руб. только за план.
2. Сколько стоит анализ продукта, который планировали продвигать? Минимум 2 000 руб.
3. Сколько стоит анализа аудитории? Аналогично п. 2.
4. А еще ваша консультация с полными инструкциями как работать с этой стратегией.
И вы всё это сделали!
Теперь вашему уже не потенциальному клиенту осталось раздать задания копирайтерам, специалисту по продвижению или самому все сделать по готовому плану. Неплохая экономия.
Добить вас? Я это сделаю, потому что будет вам не добивание, а полезная прививка!
Ваш план постов, рассылок дают как тестовое задание начинающим копирайтерам или свеженьким выпускникам курсов по текстам. И да, эти активные умы за бесплатно напишут каждый по цепочке писем, постов (вот вам и весь контент для запуска), администраторы возьмутся тестово вести аккаунты, сторизмейкер сделает серию классных сториз. И вуаля, практические готов запуск без вложений. Ну чуть-чуть владелец курса/проекта подсуетился. Зато сэкономил порядка 50 000 руб.
Вывод №1: Чтобы оценить ваши компетенции заказчик на самом деле не нужны такие объемные задания. Ему достаточно 15-20 минут созвона с вами и обсуждения задач по проекту. Примеры работ достаточно посмотреть в портфолио. И да, по одному единственному посту можно понять подходит копирайтер или нет. Но все же, беседа голосом гораздо больше помогает в плане оценки соответствия заявленному в резюме и тому, что из себя специалист представляет по факты, чем просто изучение примеров работ фрилансера и отзывов.
Коллеги, текст лендинга не может быть тестовым заданием. Разработка серии сториз или шаблонов для интернет-магазина не может быть тестовым заданием, как и ведение аккаунта на протяжении недели-месяца! Не может! Это полноценная работа, которая стоит денег, хоть начинающий фрилансер ее делает, хоть опытный специалист! Вам хоть раз дали батон колбасы на пробу, чтобы вы завтра второй купили? А маникюр бесплатно сделали, чтобы уровень мастера оценить? А в ВУЗе на коммерческом отделении семестр быть бесплатным слушателем вам дали, вдруг специальность не понравится?
Как поступает копирайтер, который знает себе цену?
Во-первых, он знает что может предложить клиенту и какого качества эта услуга, поэтому не боится отказаться от бесплатного варианта “вы сделайте, а мы посмотрим”.
Во-вторых, ему не нужно доказывать свою компетентность, она видна по работам, странице, отзывам.
В-третьих, он сам предложит созвон вместо тестового. И сам завалит заказчика вопросами по проекту. Кстати, подкованный клиент уже на стадии того, какие вопросы задает фрилансер, оценивает уровень его профессионализма.
В-четвертых, опытный фрилансер сначала внимательно изучит требования, проект, оценит его перспективы, сопоставит с тем, какие условия труда и оплату предлагает заказчик, и только потом пишет отклик на вакансию.
В-пятых, не отдает свои наработки, не получив деньги.
Пример ответа на запрос по тестовой стратегии, он же вывод № 2:
Нужна стратегия? Ок, за 15 минут созвона я голосом расскажу как я это вижу, дам ссылки на свои работы по схожей тематике, и вы определитесь подхожу я вам или нет. Но никаких написанных рассылок, письменных планов стратегий не предоставляют в свободный доступ, т.к. это большой пласт работы, его даром не отдают.”
Можно расшарить экран, показать примеры схожих проектов.
Что должен знать копирайтер, чтобы зарабатывать на своих знаниях, а не отдавать их бесплатно?
1. Какие из предоставляемых вами услуг сколько стоят и сколько времени занимает их оказание.
2. Что вы готовы предложить клиенту бесплатно (демо-версия продукта) или очень дешево, чтобы он оценил подходит ли это ему.
3. Все, что отнимает у вас более 30 минут времени, не может считаться бесплатным тестовым заданием, за него вы с чистой совестью можете брать деньги. Пусть минималку, но не бесплатно.
4. Бесплатные услуги, консультации кажутся заказчикам не имеющими особой ценности. Увы, но это факт. А когда они платят за аудит, за консультацию, вот тогда и внедряют полученные рекомендации лучше, и вовлеченность, заинтересованность клиента в итоге выше.
5. Чтобы вас не осаждали вопросами по типу “я только открыл интернет-магазин, подписался на вас, восхищаюсь! Помогите мне, посмотрите мои посты и скажите, что мне писать, как контент-план составить” или “Посмотрите мой профиль? Что с ним не так?”, сделайте себе простейший сайт-визитку. Здесь не буду об этом рассказывать, в оригинальной версии статьи, которую я написала для одного блога, есть эта информация, на свой Дзен.Канал я перенесла сокращенную версию.
6. Введите услугу консультации, распишите по каким темам готовы их проводить и какие задачи клиента закроет консультация. Обязательно укажите продолжительность и стоимость.
7. Запомните, если вы всем будете помогать бесплатно, давать супер-полезный контент, который закрывает проблемы клиента (но вы на этом не зарабатываете), то вы останетесь без денег. У вас проблема с озвучиванием цены, ее продажей? Тут поможет вебинар, мастер-класс психолога. Таких инфопродуктов много (как бесплатных, так и платных), выбирайте какой специалист вам нравится больше. Ничего в этой проблеме крамольного нет, а решается она очень просто — промывкой мозга и донесением того, сколько денег вы теряете, помогая всем бесплатно.
Вывод №3: Не будьте доверчивым, не верьте красивым словам и обещаниям, всегда берите деньги за работу и не грызите себя за то, что какой-то заказчик ушел из-за вашего ценника. Опустить стоимость своих услуг можно всегда, а вот поднять — целая проблема! Можно работать за отзыв, по бартеру, заниматься благотворительностью, но тогда, когда это равнозначный обмен.
А если вы вложились в обучение, и вам предлагают возможное трудоустройство, но при условии бесплатного полноценного рабочего процесса (создание логотипа, лендинга, настройка рекламы и т.п.), то так вы даже затраты на учебу не окупите. Тестовое задание — это не полноценная услуга, а лишь ее демо-версия. Помните об этом, и не кидайтесь в работу на эмоциях, подумайте что в итоге вы от нее получите. Только не обещания клиента, а что получите по факту, здесь и сейчас.