Найти тему
частные суждения

Священниками должны быть роботы?

Несколько лет тому назад известный православный деятель дьяк Кураев опубликовал в своём ЖЖ аргументы против мужского священства. Но на самом деле священник вообще не должен быть человеком. Что мужчины, что женщины подвержены в общем-то одинаковым грехам. И поведение священников, независимо от их пола, возраста и убеждений, заведомо может вводить паству в соблазн.

Кураев проповедует Слово Божье.
Кураев проповедует Слово Божье.

Вот самые очевидные аргументы против человеческого и за автоматическое священство:

1. Все люди, и священники не исключение, отягощены первородным грехом. Роботы — нет.

2. В силу пункта первого, всех людей посещают греховные помыслы. Для мирян они вполне простительны, если не выливаются в реальные грехи, но для священников являются помехой в их трудовой деятельности.

3. Священники обязаны проводить службы по заданной программе, без импровизаций и отсебятины. Для человека это неестественное поведение, а роботы для того и предназначены.

4. Среди священников-людей, как их ни контролируй, всё равно будут мужеложцы, блудники, сребролюбцы, тщеславные личности. Автоматы лишены этих пороков.

5. Священники-люди вольно или невольно могут нарушить тайну исповеди. Робот же после отпущения грехов будет стирать полученную им от исповедуемого прихожанина информацию.

Служитель церкви на рабочем месте.
Служитель церкви на рабочем месте.

Может возникнуть вопрос — может ли божья благодать передаваться не через живого человека, а через материальный объект, возможно, не обладающий собственной душой? Ответ дан в Библии, в Книге Исхода. Мастеру Бецалелю, сыну Урии из колена Иудина было поручено создать предмет, через который божья благодать передавалась иудейским священникам, а от них — верующим. А именно — Ковчег Завета. Таким образом, в священном писании содержится пример механизма, специально предназначенного для трансляции божьей благодати от Единого к людям.

Ковчег Завета.
Ковчег Завета.

Для сохранения традиций, робот-священник, как и Ковчег Завета, должен иметь корпус из дерева ситтим (Acacia Verek), тех размеров, что указаны в Писании: «длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя». Нетрудно заметить, что они похожи на размеры туловища высокого человека плотного телосложения в лежачем положении. Это не может быть простым совпадением. Деревянный ящик для хранения текста Завета мог быть любой формы и размеров, однако Бог через Моисея дал указание сделать его именно таким, что говорит об особом замысле.

Робот-андроид может быть любого размера.
Робот-андроид может быть любого размера.

Локоть (египетский или вавилонский) той эпохи — это примерно 50 см. К туловищу высотой 2.5 локтя нужно прибавить голову и нижние конечности. Итого робот-священник получится ростом более 2 метров в высоту, с обхватом талии в 3 метра (при квадратном сечении его туловища), то есть будет обладать солидной внешностью. Далее в тексте Библии сказано: «обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его». Такое покрытие, даже при использовании сусального золота, обойдётся в немалую сумму, но экономить на священниках для церкви попросту кощунственно, ей придётся пойти на эти траты. Впрочем, живые попы, если учесть все привходящие факторы, обходятся ей намного дороже.

Человекоподобный робот Электро, изготовленный компанией Вестингауз в 1939 г. для всемирной выставки в Нью-Йорке.
Человекоподобный робот Электро, изготовленный компанией Вестингауз в 1939 г. для всемирной выставки в Нью-Йорке.

Сияющий облик подобного автоматического батюшки будет ободрять прихожан, вселяя в их сердца радость и внушая уверенность в щедрости Господней. Самое главное, священники-роботы заведомо не будут брать мзду и ко всем прихожанам, богатым и бедным, станут относиться одинаково — разумеется, если их запрограммируют на такое поведение. Кроме того, все действия священника-робота будут записаны в логах, их будет легко и просто контролировать церковным властям.

Японцы уже ведут эксперименты в приложении достижений кибернетики к духовной сфере.
Японцы уже ведут эксперименты в приложении достижений кибернетики к духовной сфере.

К сожалению, сложные организационные вопросы роботам пока что не доступны. Поэтому епископы и прочие церковные чины неизбежно будут представлены живыми людьми. То же самое относится к настоятелям монастырей. Монахов заменять роботами заведомо бессмысленно. Так что о полной автоматизации церкви речь заведомо не идёт. Но вот церковных служителей нижнего звена: священников, дьяков, чтецов, звонарей и т.д., в принципе можно заменить различными автоматическими устройствами уже сейчас.