Афины, столица Греции, славятся своей историей и культурой. Афиняне гордятся тем, что на их земле зародилось понятие демократии.
Как появилось слово ДЕМОКРАТИЯ
Даже название свое город получил, так сказать, демократическим путем: в ходе спора Афины с Посейдоном, а победила Афина Посейдона... голосованием! (подробно эта история описана здесь). Богиня войны и мудрости дала городу свое имя и с тех пор покровительствовала Афинам.
Помимо прочего, Афины - красивейший город мира. В классический период (VI-V вв. до н.э.) Афины были центром искусств, науки и философии, родиной театра.
А в 480 году до н.э. в Афины вторгся персидский царь Ксеркс.
Шли затяжные греко-персидские войны (они длились с перерывами с 500 по 449 годы до н. э.). После поражения греков в Фермопильском сражении в том же 480 г. до н.э. путь на Пелопоннес для персов был открыт, и новый поход Ксеркса увенчался захватом Аттики и Афин.
Тем большей будет наша слава! Ответ спартанца
Афины - красивейший город мира. В классический период (VI-V вв. до н.э.) Афины были центром искусств, науки и философии, родиной театра.
Правда, к моменту вторжения персидского царя в Афины население города было эвакуировано на острова Саламин и Эгину, а также в город Трезену. Персы вошли в Афины и приступом взяли афинский Акрополь. Сопротивление (и немалое) им оказали оставшиеся на Акрополе жрецы, старики и инвалиды, надеявшиеся на покровительство богов. Особенно ожесточенной была борьба у Пропилей. Тем не менее, персы ворвались внутрь Акрополя (с северной стороны через пещеру Аглавры), перебили защитников западного входа, и таким образом вход на Акрополь был открыт. Античные авторы повествуют, что некоторые афиняне бросались вниз со скал, чтобы не сдаваться персам живыми...
Город был сожжен.
"Персы грабили, уничтожали и сжигали все. Они свалили леса нового строящегося храма, и огромный костер на вершине Акрополя знаменовал захват и разрушение греческих святынь; дым пожарища был виден афинским морякам у о. Саламина. До сих пор на старых остатках фундаментов и колонн доперсидского Акрополя видны следы разрушительного действия пламени. В 479 г. вторичное вторжение Мардония довершило опустошение. В развалинах лежал не только Акрополь, но и почти все дома, кроме тех, в которых останавливалась персидская знать, агора и старая крепостная стена города. Во многих местах пострадали и древние стены Акрополя" (Колобова К.М.
"Древний город Афины и его памятники").
Но зачем?? Зачем разрушать и уничтожать столь красивый город, в котором, к слову, ты же теперь и господин? А стены у подножия Акрополя, когда-то окружавшие город и полностью разрушенные персами, давно уже не представляли препятствия, они к тому времени изрядно обветшали. Да и территория Афин простиралась к тому времени далеко за их пределами... Так в чем же логика?
На самом деле логика у персов была. Причем так поступил не только Ксеркс, так поступали и другие завоеватели.
"Мы, оглядываясь, видим лишь руины".
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный",
- написал поэт Иосиф Бродский, переводя поэта Марциала ("Письма римскому другу").
Когда персидский царь Ксеркс вступил в Афины, город был сожжен.
Цель уничтожения города - разрушение памяти побежденного народа. На эту цель завоевателя обращает наше внимание академик Семен Шарецкий, бывший последним Председателем Верховного совета Беларуси: "...это было известно с древнейших времён, когда завоеватели стремились отнять у завоёванного народа память о своём прошлом и посеять отвращение к своим родным местам". Шарецкий делает отсылку к еще одному автору, советскому писателю, палеонтологу, доктору биологических наук Ивану Ефремову. Почитаем отрывок из любимого многими исторического романа Ефремова "Таис Афинская":
"К Александру и Таис, которая ехала чуть приотстав, потрясённая увиденным, подъехал взволнованный Птолемей.
— Как они могли разрушить прекрасные Афины — храмы, стои, фонтаны! Зачем? — спросила в свою очередь Таис.
Александр искоса глянул на Птолемея.
— Что тут ответит мой лучший наблюдатель стран и государств?
— Очень просто, великий царь!
Непривычное титулование не ускользнуло от гетеры.
— Очень просто, — повторил Птолемей, — прекрасное служит опорой души народа. Сломив его, разбив, разметав, мы ломаем устои, заставляющие людей биться и отдавать за родину жизни. На изгаженном, вытоптанном месте не вырастет любви к своему народу, своему прошлому, воинского мужества и гражданской доблести. Забыв о своём славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить брюхо и выпить вина!
— Отлично, друг! — воскликнул Александр. — Ты разве не согласна? — обратился он к гетере.
— Птолемей прав, как обычно, но не во всём. Ксеркс прошёл с разрушениями и пожарами через всю Аттику и сжёг Акрополь. На следующий год его сатрап Мардоний пришёл в Афины и сжёг то, что уцелело от Ксеркса. Птолемей прав — Мардоний жёг и разрушал прежде всего храмы, стои и галереи скульптур и картин. Но мои соотечественники не стали ничего восстанавливать: обрушенные стены, почерневшие колонны, разбитые статуи, даже головешки пожарищ оставались до той поры, пока персы не были изгнаны из Эллады. Чёрные раны на нашей прекрасной земле укрепляли их ненависть и ярость в боях с азиатскими завоевателями. И в битве при Платее они сокрушили их — через долгих тридцать лет! И вот появились Перикл, Аспазия, Фидий, и был создан Парфенон!
— Ты хочешь сказать, что не только само прекрасное, но и лицезренье его поруганья укрепляет душу в народе? — спросил Александр.
— Именно так, царь, — ответила Таис. — Но только в том случае, если народ, сотворивший красоту своей земли, накопивший прекрасное, понимает, чего он лишился! Скажем, когда Таис Афинская спросила у Александра Македонского, зачем персы разрушили прекрасные Афины, ей ответил военачальник при Александре, его "лучший наблюдатель стран и государств" Птолемей: "Очень просто... прекрасное служит опорой души народа. Сломив его, разбив, разметав, мы ломаем устои, заставляющие людей биться и отдавать за родину жизни. На изгаженном, вытаптоном месте не вырастет любви к своему народу, своему прошлому, воинского мужества и гражданской доблести. Забыв о своём славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить брюхо". (Иван Ефремов. Таис Афинская. Исторический роман. М.: "Правда", 1980, с. 313-314).
Цель уничтожения города - разрушение памяти побежденного народа.
А Афины отстроились. Ведь "прекрасное служит опорой души народа".
После двух решающих побед над персами - при Саламине (480 г. до н.э.) и при Платеях (479 г. до н.э.), когда "варвары" из Аттики ушли, афиняне, как пишет историк Фукидид, принялись за восстановление города и его стен. Увы, "от обводной стены уцелели лишь небольшие куски, большинство домов было разрушено, остались только те немногие, в которых расположились в свое время знатные персы" (Фукидид).
На скорейшем укреплении города, т.е. восстановлении прежде всего его стен, настоял афинский военачальник Фемистокл. Еще один автор, Диодор, сообщал: "Афиняне с великим рвением стали сооружать стены, не щадя ни домов, ни гробниц. В работах участвовали и дети, и женщины, и всякий чужеземец и раб, - никто не оставался праздным ... Благодаря множеству рабочих рук и общему усердию работа пошла невероятно быстро". Велись работы и на афинском Акрополе.
Окончательное укрепление Афин было завершено при Перикле. В 461-456 гг. были построены знаменитые афинские Длинные стены, соединившие коридором собственно город, Афины, и порт Пирей. Завершилось и строительство зданий, составивших ансамбль Афинского акрополя. — шедевра мировой архитектуры. Архитекторами Иктином и Калликратом был построен Парфенон, а статуи Фидия до настоящего времени являются образцами для скульпторов и художников последующих веков. Не случайно время Перикла, оратора и полководца, можно сказать, основателя афинской демократии, как период культурного расцвета Афин, называется золотым век Перикла.
"...прекрасное служит опорой души народа ... Забыв о своём славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить брюхо и выпить вина!"
...Интересно, что постройке новых стен вокруг Афин неожиданно воспрепятствовала... Спарта. Вот чем мешали спартанцам афинские Длинные стены? - спартанцы возражали против постройки под предлогом, "чтобы персы в случае вторичного нападения не могли опереться на какой-либо укрепленный пункт", - и настаивали на срытии всех стен в греческих полисах. В случае необходимости все греки, утверждали они, могут использовать в качестве убежища Пелопоннес (об этом тоже пишет Фукидид). Это был, конечно же, явный и надуманный предлог, повод, а причина крылась в другом: в стремлении Спарты, усилившейся после победы при Платеях, установить в Греции свою гегемонию...
Но это уже другая история. "Предложение" спартанцев встретило мощный отпор в Афинах, и не случайно первым мероприятием в деле восстановления города стала постройка Длинных стен.