-Мам, ну послушай, ну мам.
-Да я уже шесть раз его слушала, рассказывай сам себе.
-Ну нет, ну мам.
Зрители нужны, ага. Сам себе неинтересно. Вообще со стихами у Макса особые отношения. Сначала любой стих - это "да что это за муть, да кто это придумал - заставлять бедных детей учить этот бред!". Потом человек проникается русской поэзией и на выходе выдаёт такую красоту, что лучшие чтецы позавидуют. Но для этого надо раз пятьдесят, а то и сто прослушать произведение (учит сейчас на слух в любое свободное время - в ванне или по дороге на автокурсы) и раз 15 рассказать маме.
-Ещё одно нас разлучило -
Несчастной жертвой Ленской пал... Да что ты смеёшься?
-Да вот это твоё "ЛенскОй"... Где ты откопал такое произношение? Извини, продолжай.
-Ну, они там так говорят, эти дикторы.
И вот слушаю я, слушаю и приходит мне в голову мысль:
-Э, Макс, а вы что, уже "Евгения Онегина" проходите?
-Какой своевременный вопрос! Ну, как бы, да. А почему бы мне задали учить из него отрывок?
-Так, не язвить тут насчёт мамы. Мама имеет право не отдупляться по предметам с хорошими оценками. Мне и химии твоей с алгеброй хватает. Ты вот что мне лучше скажи - ты сюжет-то помнишь?
-Конечно. Я ж читал.
-Ну, допустим, не читал, а слушал. А читала я. И было это года три назад. Так что, скажи мне, милый ребёнок, с чего начинается сие произведение?
-Эээ. Ну, с того, что он пошёл на бал.
-Вот как. И кого же он встретил на балу?
-Ленского. А, нет, сначала он Татьяну встретил. Или Ольгу? Подожди... Потом он Ленского убил на дуэли, вот!
-Ну, а встретил-то кого? И где?
-Кого-кого... Татьяну. Они, короче, познакомились и это...
-Что? Начали встречаться?
-Ну да, - наивное дитя не подозревает о коварстве мамы.
-И долго они встречались?
-Ээээ... эээ... ну, не очень долго. Наверное.
-Может быть, один раз?
-Да не помню я! Помню, что влюбились и это...
-Кто влюбился?
-Ну, кто влюбился? Они.
Мне живо вспоминается сцена из "Двух капитанов", когда Кира доказывала, что Маша за Дубровского вышла, "а я читала, что вышла!"
-Ну, так они встречались? Или просто... встречались? О, неудобный современный язык! Встречались, в смысле дружили, или так просто встречались, типа "привет-пока"?
-Нууу... дружили, да.
-Так. Иди-ка, дружок, читай произведение. А то "тут помню, тут не помню".
Макс и сам уже согласен, что пробелы восполнить не мешало бы. Но как же не схитрить:
-А можно прослушать?
-Уффф, - тяжёлый вздох и мрачный взгляд. Не приветствую я эти "слушания". Но читать, видимо, уже некогда. - Ладно уж, можно.
На следующий день приходит грустный:
-Я всё понял. Он её не любил.
-И не встречался?
-Нет. Так, на скамейке один раз поболтал. А потом приехал, влюбился, а уже поздно.
-Какая глубокая мысль.
Ну, хоть правильно всё понял. Бабушка же моя всю жизнь была уверена в одном факте и озвучила его детям, застав нас за чтением романа:
-А мать-то Татьяну потом продала!
-Как продала? - дети удивлённо начали вспоминать, как это они пропустили сей шoкирующий момент.
-Ну вот же - она ж её свезла в Москву, на ярмарку. И продала там!
-Бабушка, а давай не будем ломать детям мозг. Это всё-таки Россия XIX века, а не племя Мумбо-Юмбо. На ярмарку невест - значит, туда, где женихов много и больше возможностей выдать замуж.
-А, вон чего, - говорит бабушка, а потом ещё три или четыре раза, при каждом подходящем случае снова повторяет версию с продажей дочери. Ну, вот так оно в школе запомнилось!
***
А вы понимали какие-нибудь произведения по-своему? Поделитесь, мне интересно.
***