Ближе к трем годам ребенок все больше отделяется от мамы, обретает самосознание, очерчивает границы своей личности. В какой-то момент он говорит свое первое волшебное "нет" - поехали!!!
Конечно же, как и любой взрослый, ребенок хочет говорить "нет" и видеть, что его отказ принят. Но часто не успевает набрать компетентности в основных вопросах, ответственных за безопасность. И уж тут родителю сложно принять детское "нет", безопасность - прежде всего!
Что же под силу освоить ребенку к трем, если дать ему возможность начать в полтора?
Все вопросы еды - есть самостоятельно, решать какое блюдо выбрать, какое количество съесть, когда остановиться. Если мама знает, что этот вопрос освоен, можно спокойно принимать отказы - значит ребенок отказывается не из-за того что просто не умеет есть и этот процесс вызывает затруднения, а по каким-то другим причинам - вкус не нравится, или начинает заболевать и организм требует очищения. Или предыдущий прием пищи был обильным - мало ли причин? У некоторых мам есть ощущение, будто бы они лучше самого ребенка знают, наелся он или нет. Учёные говорят нам, что в мозгу у каждого здорового человека есть центр голода и центр жажды. В раннем возрасте его работа настраивается. Надо дать возможность малышу перейти на саморегуляцию и есть столько, сколько он хочет, не больше и не меньше. В нашей культуре принято пичкать детей, а потом много лет спустя мы всей страной худеем, да ведь? И конечно же ребенок, освоивший самостоятельное обращение с ложкой, в два-три года имеет полное право сказать "нет" в вопросах еды!
Вопросы одежды - если малыш привык одеваться самостоятельно или с минимальной помощью взрослого, чувствует себя руководителем этого процесса, достаточно ему предложить два комплекта одежды на выбор, чтобы дать возможность выбрать. Одному комплекту сказать "нет", а другому "да". Часто ребенок отказывается одеваться только потому, что не умеет.
Вопросы туалета. Учёные говорят нам, что нервная система начинает полностью контролировать туалетные процессы ближе к трем. Чему мы можем начать учить ребенка в полтора - ненасильственно садиться на горшок, снимая при этом штаны и одевая их. В полтора года детки очень покладистые по сравнению с трехлетками и готовы слушаться взрослого, который ласково и деликатно с ними обращается. Важно не тащить ребенка насильно к горшку, а дождаться момента, когда он сам будет мимо него проходить. Тихонько предложить снять штаны совместными усилиями, помочь присесть. Не удерживать - пусть ребенок встанет тут же, если захочет. Помогаем одеться и идём дальше. Если делать так изо дня в день, горшок станет привычной частью жизни, и в какой-то момент малыш догадается, зачем!
Вопрос самостоятельного засыпания. Опять возвращаюсь к тому, что в полтора года ребенок готов принимать руководство взрослого, в то время как в три он уже отстаивает те привычки, которым научился. В полтора легко приучить малыша засыпать самостоятельно. Не важно где вы его укладываете - рядом с собой или в отдельной кроватке, это возможно в обоих случаях. Что нам нужно сделать: тоже лечь (сесть рядом с кроваткой) и затихнуть. Не веселиться и не хихикать! Создать тишину в доме, задернуть шторы. Показать всем своим видом, что сейчас - время отдыха. И просто подождать - минут 15-20. Пусть малыш двигается как хочет, но просить положить голову на подушку, если ребенок встает - мягко укладываем снова. Пусть двигается как хочет, пусть глаза будут открыты. Если малыш достаточно долго бодрствовал, если хорошо погулял и поиграл, покушал - он сам заснет. Не надо его качать, петь что-то, это только отвлекает от процесса.
Вот самые главные моменты, которые надо помочь освоить своему малышу ко времени кризиса "нет". Если эти четыре вопроса освоены, все остальное не так уж и критично, пусть отказывается!
В течении дня предлагайте ребенку сделать "выбор без выбора", например: "что ты будешь кушать - овсянку или гречку?", "Какие оденешь штаны - красные или белые?", "Что будешь пить - компот или сок?". Пусть ребенок почувствует что владеет ситуацией, может делать свой собственный выбор, который вы принимаете. Если он достаточно много решает в своей жизни, то насытится этими решениями и не будет требовать принять его отказ в какой-то критической, опасной ситуации.
Не предлагайте сделать выбор, если не готовы принять отказ!
И, конечно же, позвольте вашему малышу научиться принимать ваш выбор - как бы ни расстраивался ребенок, утешайте но от своего выбора не отказывайтесь! Пусть ваших запретов будет мало, но они должны быть постоянными, неизменными.
И тогда выходит, что кризис трёх лет - совсем не кризис, а новый этап развития, когда ребенок берет на себя больше ответственности за свою жизнь, и взрослый - ее отдает. Всего-то!