Найти тему
СВОЛО

Всё то же: Бог любит Россию

Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про «автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука» (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5).

Этот фильм (2005) движим совсем не новой идеей, что Бог любит Россию.

Мне, атеисту, эта идея настолько по сердцу, что я готов простить Андрею Кравчуку, что он выразил её ещё раз, на детдомовском постсоветском материале.

«Людьми за доллары торгуют. Пропадает страна», - говорит, казалось бы, редкий

порядочный человек в фильме, сторож Дома ребёнка. Но в том-то и дело, что там и сям в самом нужном месте оказывается кто-то порядочный – по натуре своей или по случаю. И… Спасается Ваня Солнцев от продажи в Италию и находит свою мать. И теперь она от него не отказалась.

И это – символ спасения России. От капитализма.

Тот хороший конец, который не от пошлости, как все остальные фильмы, сериалы с хорошим концом, призванные убедить, что капитализм – это хорошо. Нет, - говорит фильм, - капитализм – это плохо. «Пропадает страна». – А всё-таки как-то так получается, что не выдерживают принципа, что деньги – это всё, и юная проститутка-детдомовка и даже шофёр-телохранитель Мадам, торговки детьми.

Даже стиль экшн облагораживается от столь великой русской идеи.

Естественно, что такой фильм не прошёл отбора для американской оскаровской премии «Лучший зарубежный фильм».

А я не стыжусь своих слёз в конце.

Да, это произведение прикладного искусства. Оно призвано усиливать в общем-то знаемое переживание исключительности России.

Но снисходительных слов Долина режиссёр и фильм не заслуживает.

Правда, что с Долина возьмёшь? Он либерал. Для него Россия – это страна-несчастье, а не хранимая Богом родная страна. Он не способен в упор увидеть, что некое произведение её, такую исключительную, славит.

5 декабря 2021 г.