Сегодня поговорим про адаптацию персонала, это понятие шире, чем онбординг (и сложнее).
Адаптация персонала - это процесс взаимного приспособления человека к компании и компании к новому сотруднику.
Я долго искала фильм, где мы сможем посмотреть процесс адаптации, как он есть, без прикрас. И вот удача - таким фильмом оказался «Эдвард руки-ножницы». Неожиданно?😉 Давайте разберём важные принципы адаптации, о которых часто забывают эйчары и менеджеры.
Адаптация новичка - это большая работа руководителя
Еще ни в одном фильме до этого момента я не встречала идеальный пример поведения руководителя в ходе адаптации новичка. Я говорю про Пэг Боггс, можно сказать, приёмную мать Эдварда.
То, как она приняла его в семью, заслуживает целого рассказа. С точки зрения менеджмента для нас важны несколько моментов:
1. Она разговаривает с Эдвардом так, будто он ничего не обязан знать.
Рассказывает о каждой мелочи. Например, она понимает, что Эдвард не знает, что такое боулинг, и не выказывает недоумения. Очень часто руководители совершают ошибку - они ждут, что новый человек все знает сам, но это большое заблуждение. Даже профессионал с опытом будет чувствовать себя не в своей тарелке первое время, потому что компании очень разные. Так что объясняйте всегда как будто с нуля, если что - сотрудник сам вас направит и даст обратную связь о том, что именно он хочет узнать.
2. Пэг обучает своих домочадцев, соседей и всю округу, как правильно общаться с Эдвардом.
Например, она упоминает, что он не любит сокращённый вариант своего имени, запрещает сыну глазеть на него и помогает мужу принять Эдварда в семью. Тем самым она меняет сложившуюся культуру в семье, меняет правила. Но, конечно, не поступается своими принципами. Ровно так же происходит и с бизнесом: каждый новичок меняет вашу компанию, она становится другой. И к этому нужно привыкнуть.
3. Пэг помогает Эдварду найти свои сильные стороны и даёт ему время.
Новый сотрудник никогда не выходит на максимум своей производительности в первый день работы. В зависимости от рода деятельности адаптация может занять месяц, три месяца и даже год в некоторых случаях. Это время нужно потратить на изучение сотрудника и его склонностей. Обратите внимание: Пэг ни разу не говорила об очевидных недостатках Эдварда - ни на людях, ни в приватной беседе. Никогда. Зато она замечает то, что у него получается и делает на этом акцент. Впервые это происходит в сцене, где он помогает ей отрезать нитку, затем у него хорошо получается намазать масло на хлеб, а дальше она отправляет его помогать стричь кусты и тут понеслось.
Адаптация новичка - это информирование других сотрудников
Уже в начале фильма, где Пэг везёт Эдварда домой на машине, мы видим, как начинаются городские сплетни. Соседки всей округи в шоке: кто же это в машине Пэг? Она нашла молодого любовника? Что вообще происходит? Ровно то же самое произойдёт и в вашем коллективе, если вы не начнёте работу по информированию заранее. Ваши сотрудники имеют право знать, что скоро на работу выходит новичок, что его выход не означает увольнение всех остальных, что он будет работать, а не подсиживать их с целью занять место начальника.
Расскажите команде, кого вы взяли на работу и чем этот человек будет заниматься. А потом устройте небольшую вечеринку-знакомство, пусть и в онлайн-формате. Это помогает снять напряжённость, а в некоторых случаях и предубеждение против новичка.
Адаптация новичка - это корректировка системы обучения
Очень интересно наблюдать, как Эдвард находит свою профессию. Сначала он начинает художественно стричь кусты, потом переходит на собак, а там и до женских стрижек рукой подать. По-научному это метод усложняющихся заданий.
Но такой формат обучения можно использовать для любых категорий сотрудников. Самое интересное в другом: Пэг и ее муж Билл постоянно отслеживают поведение Эдварда и корректируют его траекторию обучения. Чего только стоит гениальный вопрос-кейс с вариантами ответа от отца семейства:
«Эдвард, что ты сделаешь, если найдёшь на улице чемодан с деньгами?»
Этот вопрос возник неспроста, он вырос из контекста и был призван поменять поведение Эдварда в ту сторону, которая нужна семье.
То же и с адаптацией ваших сотрудников: каждый будет привыкать к новой обстановке по-разному. Задача руководителя и HR выстроить адаптацию таким образом, чтобы предусмотреть частую обратную связь и прозрачные метрики, а также возможность дополнительного обучения и встреч с сотрудником при необходимости.
Выводы
Онбординг - это первая часть понятия адаптации, и она не очень сложная. Чаще всего это понятие включает:
- Велком-тренинг
- Велком-бук (читай: памятка) с основными правилами компании
- Корпоративный мерч в подарок
- Наставничество (это уже продвинутый уровень онбординга🙃)
Все эти меры призваны ввести нового сотрудника в курс дела. Но это только часть процесса адаптации - никогда не забывайте про влияние новичка на культуру компании и ваш коллектив. Поэтому обучайте руководителей работе с новичками, информируйте ваших «стареньких» сотрудников и отслеживайте траекторию обучения новенького - он должен научиться следовать всем вашим правилам, даже неформальным.
Помните: ничто не проходит бесследно. Каждый новичок неизбежно меняет компанию, и ваша задача - еще на испытательном сроке понять, те ли это изменения, которые вам нужны, и насколько вы и компания к ним готовы. Как мы помним по фильму, маленький уютный городок оказался не готов🙆🏼♀️