Я получил юридическое образование и 9 лет проработал юристом в крупном банке. Мне же всегда хотелось заниматься чем-то своим и, желательно, сделанным собственными руками. Тогда я освоил работу с кожей. Сейчас занимаюсь изготовлением авторских кожаных изделий.
О приходе к своему бизнесу
В 2014 году сократили мою должность, мне предложили другую, но я отказался. Я хотел попробовать себя в своём личном проекте.
Однако, денег было мало. Пришлось устроиться торговым представителем западной фирмы, которая продавала косметику для мужчин. Прежде всего, по уходу за бородой. Полгода я посвятил этому делу. Оно оказалось довольно прибыльным, а когда наступил спад, я уже уволился.
Первой мыслью было научиться кузнечному ремеслу, но найти подходящего учителя не сумел. Тогда обратил внимание на работу с кожей. Под Выборгом проводили кожевенные мастер-классы, и я отправился туда на 10 дней.
По возвращении в родной город я начал работу по изготовлению кожаных кошельков. Это было моё хобби, приносящее одни затраты – мне приходило 1-2 заказа в месяц.
За год я сумел набить руку и получить стабильный поток заказов. Через три года мне даже хватило денег, чтобы снять небольшую мастерскую и работать не из дома. Тогда же я понял, что я неплохой ремесленник, но никудышный предприниматель.
О становлении бизнесмена
Я стал читать литературу для предпринимателей и осваивать бизнес-процессы. Сильнейшее впечатление на меня произвели два автора: Том Чатфилд и Михайя Чиксентмихайи.
Сейчас я навёл порядок в своём рабочем времени и расширил аудиторию. А самое главное, я знаю, для кого произвожу свой товар. Очень важно начинающему ремесленнику понять, что работать нужно на узкий сегмент, своих фанатов. Иначе делаете для всех, и для никого.
Например, я выбираю кожу средней толщины, а изделия делаю максимально близкими к классическому канону. Минимум деталей. Мои работы практически нельзя испортить, там рваться и ломаться нечему.
У меня даже случай был, когда 2 друга купили по одинаковому кошельку и потом, спустя время показали, что с ними стало. Один парень аккуратный, у него кошелёк было не отличить от нового, а второй – путешественник, и просто не любит следить за вещами, у него кошелёк мялся, падал в грязь, тонул и прочее. И, хотя выглядел помятым, нигде не порвался.
О стоимости изделий
Иногда цена за изделие на 50% состоит из материалов, которые на него ушли. Я люблю делать качественные вещи, чем лучше материал, тем проще с ним работать. И всё же, если просят подешевле, могу уступить и предложить вариант альтернативного материала. Всегда говорю честно, что и из чего сделано.
Возьмём, к примеру, кожаный ремень. Фурнитура стоит 800 рублей, а заготовка – 700 рублей. Все операции по доставке материалов – 300 рублей. Моя работа – 1000 рублей, расход на рекламу – 1000 рублей (на один заказ), аренда помещения – 200 рублей. Итого, 4000 рублей и то, без амортизации и коммунальных расходов. А моя выгода, хорошо, если на 500 рублей сверху.
Получается, что продажная цена 4500 рублей. Некоторые и на это говорят: «Дорого». Я бы и рад дешевле продать, но не получится. Иногда, правда, бывает, что наценку ставлю выше. Например, если изделие сложное. А по-хорошему, такой ремень за 6 000 рублей продают, так что мои цены ещё демократичные.
С кожей работать непросто. Сперва рисуем эскиз будущего изделия. Затем подбираем подходящий материал. На третьем этапе вырезаем детали. Всё следует делать крайне аккуратно.
Теперь обрабатываем детали, и «собираем» их между собой. Кожа – капризный материал. Одну дырочку не там сделаешь и можно заново вырезать деталь.
Кожу я беру у российского поставщика. Нашёл такого, у кого качество очень хорошее для своей цены. А вот для тиснения беру материал из Турции или из Италии.
Инструменты для работы заказывал в США или в Японии. На тот момент они превосходили русские по качеству. Сейчас, кажется, уже без разницы, где брать. Весь инструмент обошёлся мне в 20 000 рублей.
Производство полностью ручное. Я бы и рад его механизировать, но пропадёт сама суть моего бизнеса. Так что, если расширяться, то только через найм подмастерья.
А так, сейчас в среднем 40-50 заказов в месяц. Иногда даже поступают из-за рубежа. Моё творчество интересует западных косплееров. Наши заказывают реже, последнее, что я для них делал была партия средневековых ремней.