Найти в Дзене

Российские кинопремьеры 2021. Выпуск 11: «Мавританец»

Пора рассказать об ужасах Гуантанамо.

Не знаю, кто как, а лично я познакомился с творчеством шотландского режиссёра Кевина Макдональда через его работу 2006 года «Последний король Шотландии», которая произвела тогда на меня очень сильное положительное впечатление и запомнилась вплоть до настоящего времени, хотя с тех пор прошло уже больше 10 лет. Интересная африканская история, яркий антураж, отличный актёрский дуэт Фореста Уитакера и Джеймса МакЭвоя и, конечно же, уверенная режиссура вложили свою лепту в общий успех картины, которая была номинирована на множество наград и даже получила один Оскар. Поэтому когда в СМИ прошла новость о том, что Макдональд хоть косвенно, хоть только через своего нового главного героя, но всё-таки возвращается на африканскую территорию, обязательное место в списке просмотра премьер года было обеспечено «Мавританцу» без лишних вопросов и уточнений.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

И, надо сказать, шотландец не подвёл, хотя с Африкой данный фильм на самом деле имеет мало общего. Перед нами – вольная экранизация мемуаров Мохаммеда Ульд Слахи «Дневник Гуантанамо», повествующих о заключении автора в стенах этой печально известной тюрьмы, где он без суда и следствия пробыл 14 лет и два месяца, подвергался пыткам и унижениям; о том, как в это время боролся за него его адвокат – американская правозащитница Нэнси Холандер. Действительно, на сегодняшний день только ленивый интернет-пользователь, принципиально игнорирующий все новостные ленты, не знает, что такое Гуантанамо. Но вот чтобы полнометражный художественный фильм, полностью посвящённый данной теме… можете поправить меня в комментариях, но, по моему, это первая работа подобного рода, выходящая на большие экраны для широкой аудитории (к слову, в связи с закрытием кинотеатров из-за пандемии премьера состоялась на интернет-видеосервисе Prime Video).

Работая над сценарием, затрагивающим серьезную проблему, группа авторов могла бы пойти по проторенной дорожке и сделать очередную судебную драму, рассказать историю Слахи через судебный процесс, однако создатели избрали другой путь, в связи с чем «Мавританца» впору называть около-судебной драмой, поскольку все события – это, по сути, подготовка к слушаниям, сбор доказательств, показаний (воспоминаний), и освещение общей проблемы с разных точек зрения. Если посмотреть на мнение российских критиков, некоторые из них обвиняют фильм в схематичности и сухости. Что ж, на вкус и цвет все фломастеры разные. В моём понимании режиссура Кевина Макдональда находится на уровне высшей лиги, это видно невооруженным глазом даже в сравнении с теми премьерами, которые мы уже успели обозреть на канале «Консервативный взгляд на кино». Наверное, можно рассказать подобную (псевдо)документальную юридическую/политическую/жизненную историю с помощью каких-то более ярких образов и приёмов (многие вспомнят в качестве образца для подражания «Ураган» с Дензелом Вашингтоном и будут правы), но так и рейтинги фильма отнюдь не максимальны. Важно другое – перед нами качественное кино на животрепещущие темы. Государство против человека. Закон и общественное мнение. Работа американской армии и спецслужб. Ну, и, конечно же, Гуантанамо как символ того, чего не должно быть в 21 веке, особенно там, где показательно чтят права и свободы всех без исключения людей, независимо от их расы и вероисповедания.

В плюсы к тематике и режиссуре стоит прибавить актёрские работы. Джоди Фостер вернулась! Тут можно вообще ничего не прибавлять, всё и так должно быть понятно. Однако в качестве сноски всё же попросим не принимать в расчёт такое недоразумение 2018 года, на которое многие и не обратили внимание, как «Отель «Артемида». Если же условиться подобным образом, то Джоди не было на больших экранах порядка восьми лет! Не мудрено соскучиться по талантам этой американской актрисы. Талантам, которые, кстати, она не растеряла, выдав классную роль уже упомянутой Нэнси Холандер. Бенедикт Камбербэтч, как всегда на высоком уровне (сложно вспомнить, не заглядывая в подсказки, когда он явным образом проваливал свои работы), Тахар Рахим хоть и не получил «Золотой глобус», но всё-таки пленил сердца многих, если верить Rotten Tomatoes.

В эпилоге соглашусь с Дмитрием Евстратовым из Time Out: «Мавританец» – это весомое гуманистическое высказывание, пусть оно многим придётся и не по душе. Да, возможно, и не шедевр, но своё место в коллекции думающего киномана он найдёт.

-3