«Шинель» - одно из самых известных, самых обсуждаемых и самых неоднозначных произведений Гоголя. Кто он, Акакий Акакиевич – смиренный инок, неудачливый любовник, или все же маленький человек?
По «классической» школьной трактовке «Шинель» - повесть о «маленьком» человеке. В произведении автор развивает и углубляет тему, которая впервые появилась в «Станционном смотрителе» Пушкина.
Гоголь, в совершенстве владея искусством ономастики, подобрал своему герою соответствующее имя. Акакий переводится как «кроткий», «смиренный», отчество же в 2 раза усиливает это значение, получается «кротчайший». Он повторяет судьбу такого же смиренного отца, продолжая дурную бесконечность «маленьких» людей. Фамилия тоже выбрана не случайно. «Башмачкин» - образована от самого маленького, незначительного вида обуви, уменьшительно – ласкательный суффикс делает ее еще незначительнее.
Произведение выросло из обычного канцелярского анекдота о том, как чиновник копил на ружье, а на первой же охоте потерял его, после чего слег с хандрой. Гоголь несколько видоизменил историю, сделав мечтой даже не ружье, а шинель, одежду, минимальную человеческую потребность. Он лишил Акакия Акакиевича интересов, стремлений, духовных потребностей. Он одинок, но не ощущает себя таковым, полностью погруженный в свою рутинную работу. Буквы – его собеседники и друзья.
По мнению многих критиков, самый пронзительный момент повести – фраза Акакия Акакиевича «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Это – единственное, что делает «маленький» человек для своей защиты в большом и враждебном мире. И лишь когда он умрет, возродившись в фантастическом призраке, ворующем шинели, справедливость восторжествует.
Набоков считал весь процесс одевания его же разоблачением, постепенным возвращением к наготе того же призрака, более реального, чем сам чиновник. Он писал: «Шинель Гоголя – гротеск и мрачный кошмар, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни». Лишь у читателя с внимательным воображение, глаз «гоголезируется», и ему удается увидеть мир, созданный Гоголем. По мнению Набокова, повесть развивается так: «бормотание, бормотание, лирический всплеск, бормотание, лирический всплеск, бормотание, фантастическая кульминация, бормотание, бормотание, возвращение в хаос».
Критик Эйхенбаум в этом «бормотании» видел цель написания «Шинели» в повествовании. Сказовая манера, с многочисленными каламбурами, смешением разный стилей речи оживляет героев, над которыми стоит веселящийся дух самого художника. Многие современники вспоминают, как необыкновенно читал Гоголь свои вещи. «Шинель» является произведением – гротеском, развернутый же финале анекдот, по мнению Эйхенбаума, растворяет гротеск в смехе, возвращаясь к самому началу повествования.
Ряд критиков видит в шинели и образ женщины, которую нужно сначала добиться и очень легко потерять потом. Мотив ткани – жены появляется в «Вечерах на хуторе близ Деканьки» в рассказе «Иван Федорович Шпонька и его тетушка. Так повесть о «маленьком» человеке может превратиться в историю о несчастной любви.
Другая трактовка «Шинели» отсылает нас к произведениям Лествечника, превращая повесть в рассказ об иноке. Акакий Акакиевич, отказываясь от всех благ, в своем смирении, вел праведную жизнь, шинель же стала для него испытанием, ниспосланным свыше. Портной Петрович, обладатель «кривого глаза и рябизны по всему лицу» – дьявол, как известно, всегда косящий на один глаз. Лестница к нему – лестница падения, с каждым приходом Акакия Акакиевича все более грязная и оплеванная. Утрата шинели вызывает уныние, являющееся грехом. В самом же конце повесть превращается в произведение – торжество нечистой силы.
Каждый видит в «Шинели» что – то свое, близкое именно ему, и в этом, на мой взгляд, заключается главная сила каждого Произведения.