До того самого Октября был Февраль: долгая зима, постоянный рост цен, дефицит товаров, война... и "сухой закон", который многие обходили стороной. При этом все боялись за свою жизнь, но страх, кажется, испарялся вместе с вредными парами алкоголя... это был 1917 год.
Если с одной стороны в это время часть общества опасалось инфекционных болезней, удушливых газов и других потенциальных источников смерти, то другая часть добровольно подвергала свою жизнь опасности.
Например, в годы Первой мировой войны немало вреда здоровью населения было нанесено благодаря распространению суррогатов алкоголя.
Из-за действующего «сухого закона» военного времени дефицитный спирт добывался населением самыми разными способами. Между тем, было много отравившихся техническим спиртом, порой с летальным исходом. Например, в Казани не раз были зафиксированы смертельные случаи из-за употребления политуры. Но это не останавливало желающих найти утешение в алкогольном забвении.
Среди суррогатов алкоголя самым распространенным стал денатурат (технический спирт). Его добывали, в том числе, через работников медицинской сферы, поэтому некоторые слои населения обивали пороги аптек, медицинских учреждений.
«Насколько денатурат распространен среди населения и насколько он стал популярен мне самому пришлось в этом убедиться: проезжая по Рыбнорядской улице мимо казенной лавки по субботам и перед масленицей я видел большие «хвосты», пожалуй, еще больше чем у городских продовольственных лавок», − отмечал пристав 6-й части г. Казани 25 февраля 1917 г. ».
«Денатурированный спирт редко пьют чистым, но его обязательно разбавляют полутораградусным солодовым напитком (почему этот напиток в столь короткое время стал завоевывать общие симпатии рабочей массы и лавки торгующие этим напитком стали за последнее время расти не по дням, а по часам), фруктовой водой и, наконец, квасом, – свидетельствовал современник эпохи революции. – Или же в квас обязательно примешивается известная доза денатурата, а отсюда получается опьяняющая «бражка». То же характерен запах денатур. веществ от пьяного, хотя он уверяет, что пил только солодовый напиток».
Многие рабочие были прекрасно наслышаны о вреде суррогатов, но пытались убедить себя в обратном. Любопытно, что некоторые из них ссылались на информацию из сферы научной медицины.
Так, когда упомянутый выше казанский пристав подошел к «хвосту», стоявших за денатуратом, и попытался указать рабочим на вред технического спирта, некоторые из них ответили, что «последний Пироговский съезд врачей решил класть в спирт синьку и керосин, а потому он и не вреден, разве противен на вкус». В этом фрагменте обращает на себя внимание «Пироговский съезд врачей» − корпоративное событие имело общественное значение и даже псевдонаучная информация подкреплялась авторитетом медицинского сообщества. Конечно, на самом деле Пироговский съезд врачей никак не мог вынести таких абсурдных решений.
Таким образом, в годы Первой мировой войны и революции 1917 года население испытало на себе моральное и физическое воздействие целого ряда химических веществ. Если удушливые газы, как самый устрашающий источник смерти, существовали лишь в головах жителей тыла и большинства солдат, то отношение к суррогатам алкоголя было смешанным. Губительные последствия употребления денатурата и политуры не пугали подавляющую массу населения, что свидетельствовало об ослаблении морально-духовных ориентиров общества и его маргинализации.
По мотивам книги: Казанская губерния. Человек в революции. Культура. - Казань, 2019. - С.188-119.