Таганрогский комбайновый завод (ТКЗ) в первую очередь известен нам как производитель комбайнов с двухсекционным бункером и центральным расположением кабины СК-6 "Колос", который, кстати, красовался на страницах советских азбуки и букваря. Но этим, конечно же, номенклатура продукции завода не ограничивалась. Среди прочих комбайнов (СК-3, СК-4, "сталинцы" разных поколений) выделяется уникальный НК-4.
Прежде чем перейти к НК-4, обязательно стоит обратить внимание на "непрофильную" не комбайновую технику, которая имеет прямое отношение к сегодняшней теме. Речь о самоходном шасси СШ-75 «Таганрожец», который выпускался заводом с 1965 года. Внешний вид намекает, что многие узлы "таганрожца" позаимствованы у серийных комбайнов ТКЗ.
Это по настоящему универсальная машина. Под разные задачи можно было выбрать соответствующую конфигурацию самоходного шасси. Можно отрегулировать колею машины. На несущей раме располагается единый, грубо говоря, кабинно-двигательный модуль. Который крепился в центре рамы. Кабина могла быть направлена в сторону больших ведущих колес, либо маленьких управляемых. Плюс имелась возможность смещать этот модуль в сторону.
Если кабину развернуть таким образом, чтобы под ней оказалась ось с большими ведущими колесами, да еще и сместить влево, то получится отличная заготовка для комбайна. И на нее можно поставить различные навесные модули: свеклоуборочный комбайн, силосоуборочные комбайн и другие.
Итак, навесной зерноуборочный комбайн НК-4 навешивается на самоходное шасси СШ-75.
Так и не скажешь, что где-то за этим комбайнам спрятан обычный "таганрожец".
Спрашивается, зачем? Ответ прост. Проблемой обычных самоходных комбайнов, как того времени, так и дня сегодняшнего является то, что такие сложные и дорогие машины работают в году всего-лишь несколько месяцев, а остальное время просто простаивает на машдворе. А тут хотя бы рама с двигателем и кабиной могут быть использованы для других работ, причем самых разных.
НК-4 по сути своей является модификацией классического самоходного комбайна СК-4, выпускавшегося на Ростсельмаше и Таганрогском комбайновом заводе. Поэтому не будем заострять внимание на его технических характеристиках.
По всем характеристикам и возможностям, это тот же СК-4, разница в том, что у него нет двигателя, кабины и шасси. Эту роль выполняет самоходное шасси СШ-75 "Таганрожец" или его более мощные модификации (например, СШ-100).
При навешивании соединяются механические приводы, электрика и гидравлические системы двух машин.
Связку НК-4 и СШ-75 можно назвать чуть ли не первым отечественным комбайном, хоть и с примитивной, но все же закрытой кабиной. Базовый СК-4 был оборудован кабиной открытого типа, а красноярские СКД-5 на тот момент еще не пошли в серию.
Таким способом хотели решить вопрос длительного простаивания самоходных комбайнов. Хотя бы часть такой связки могла работать круглый год. Конструкторы СШ-75 и НК-4 в подобных модульных системах видели большое будущее, но Министерство сельского хозяйства Советского Союза смотрела на такие разработки с недоверием и ставка была сделана в пользу самоходных комбайнов.
Сегодня вновь начинают задумываться о модульных машинах, вспомнить тот же портальный системный трактор Nexat, который может быть оснащен модулями для уборки урожая, культивации, опрыскивания и других работ.
На этом всё, до скорых встреч!!!