За последнее время сериалы на ведущих каналах ТВ идут сплошным, почти непрерывным потоком. Не успевает закончиться один, как за ним тут же начинается другой.
Недавно на 1-м канале прошёл сериал «Мосгаз. Дело № 8: Западня».
Не стану копаться в сюжете. Тем более, пересказывать его.
Всё тот же майор Черкасов, с традиционно поднятым воротником плаща, в шляпе, надвинутой на глаза, мало говорящий, много думающий, к концу очередного сериала распутывающий криминальный клубок, который другим был не под силу. И внешне – своеобразный слепок с образа комиссара Мегре в исполнении Жана Габена. Только иногда улыбается.
Но с самого начала восьмого по счёту сериала о нём, меня смутили маленькие нестыковки в сценарии, перешедшие на экран.
Прежде всего, трудно понять, почему гроза криминального мира, пользующийся известностью в воровской среде как «правильный» мент, умница Черкасов до сих пор майор. Ему ж уже за шестьдесят - он сам напоминает своему молодому подчинённому об этом. У него в закадычных друзьях «шишка» из ЦК. Его начальник, ставший уже генералом, ценит Черкасова, по праву считает незаменимым, не то что его сослуживца Никиту (который уже подполковник), а очередное звание так и обходит героя сериала. Ведь ему на пенсию пора, и так уж засиделся, а он – майор. Одно это: возраст и всего лишь майор - повод выпереть его со службы.
Ещё больше напрягли слова, прозвучавшие в кабинете муровцев во время первого обсуждения убийства «вора в законе» Сазона. Вора Черепа, проведшего половину жизни на зоне, имеющего не одну ходку за плечами, там же татуированного, кто-то из команды Черкасова называет «мужиком», с которым «вору в законе» Сазону было бы западло встречаться на воле в кафе. Странно это – получается, профессионалы-муровцы во главе с многомудрым и многоопытным майором не знают элементарных вещей: не знают отличия вора от «мужика».
О мелочах и говорить не стоит. Разве что упомяну бросившееся в глаза.
Черкасов пижонит, нося под пиджаком водолазку без ворота или лонгслив. В те годы, насколько я помню, такой моды ещё не было. И таких вещей в продаже.
Как не было костюмов с четырьмя пуговицами на рукавах. В лучшем случае - три, а чаще - две. Но это - уже мелочи.
Что касается олимпийской Москвы, то трудно что-либо сказать о регулярных облавах на фарцовщиков, проституток и прочих асоциальных элементов накануне открытия Олимпиады.
Подавляющее большинство москвичей в это время работало, не видели мы этих игрищ в казаки-разбойники. А о существовании проституции, как явлении, я узнал лишь из «Интердевочки». Больше бл… видел и встречал, но не профессионалок. А валютных, тем более.
Это уже в 90-х на Ленинградском шоссе шеренгами стояли. И в Москве, на Тверской.
И около «Берёзки» на Народной улице рядом с Таганским метро фарцу не было видно.
Вот смерть Высоцкого и толпы у Театра на Таганке – стали событием. Покруче олимпийских соревнований. Не зря один из милиционеров из оцепления сказал: «Нас к Олимпиаде готовили, а тут такое…».
Запомнил почти пустую утром и днём, солнечную, жаркую Москву-80.
Что же касается криминальных заморочек, накрученных авторами в сериале, то это на их совести. Уже хорошо, что по сюжету убитым глаза не выкалывали, как в сериале «Палач», куда мент Черкасов попал случайно, по воле авторов. На самом деле «Тоньку-пулемётчицу» разыскивали и взяли гебисты. Она проходила по их ведомству.
И в качестве резюме: на мой взгляд, сериал получился занудным, без изюминки, не цепляющим зрителя за живое, одним словом – скучным. С Черкасовым пора заканчивать.
На крупных планах на него уже без слёз не глянешь – старик.
Одновременно с «Мосгазом…» на канале НТВ шёл – и до сих пор идёт - сериал «Горячая точка».
В нём авторы накрутили ужастей ещё больше. В заштатном городишке Чернодолье такая криминальная бойня развернулась, что Чикаго с его мафией 30-х отдыхает.
И ведь не скажешь, что такого не может быть. Может.
Мэр города может крышевать бандитов. Менты всех уровней могут состоять у них на содержании, покрывая и рэкет, и наркоторговлю и прочую уголовщину. А милицию, ныне полицию, могут прикрывать продажные прокурорские…
Вот в существование такого борца с преступностью, иногда грешившего преступлениями, каковым стал бывший срочник, бывший контрактник, дважды побывавший в кавказских «горячих точках», приходится сомневаться. А если бы такой и появился, то только в кино выживают подобные после автоматных очередей в спину, после купания в проруби с пулей в теле, после схваток против ножа и лома…
В сериале, по-моему, трудно найти положительного героя. Разве что мать главного героя и предпенсионерку из Генеральной прокуратуры, присланную в город разбираться с творящимся в нём беспределе. Остальные, так или иначе, преступают закон.
Тот же главный герой, получивший на зоне погоняло Солдат, с самого начала не больно-то терзается душевными мучениями, калеча, убивая преступивших закон и оказавшихся у него на пути. При этом не переживает, когда муж его матери забирает награбленное бандитами и сколачивает, по сути, собственную банду. От того другими награбленного и он поимел толику.
«Солдат», он же Евгений Мурин, во многом копирует Данилу Багрова из «Брата» и «Брата-2». Такой же хладнокровный, словно лягушка, немногословный, верный слову и другу. И так же хладнокровно и без раздумий палит во всех, кто становится на пути к «правде». И внешне схож.
А уж сколько оружия гуляет в городке! И всё оно стреляет. Кровь льётся почём зря…
Но авторы особо не заморачиваются в соблюдении жизненной правды, в деталях.
Так, поначалу тот самый муж матери Евгения, Таранов с женой вместе, всё стараются сохранить своё «дело», склад пиломатериалов, который якобы даёт им средства к существованию. Но за всё время сериала и существования этого «бизнеса» на сладе не побывало ни одного покупателя. А работающий на складе бывший армейский подчинённый Таранова - Контрабас катает по двору склада пустую новенькую тачку идеальной чистоты внутри. Естественно, пустую.
А уж про многотонный чуть ли не башенный кран на паршивеньком складе пиломатериалов и говорить нечего.
Да и чего авторам заморачиваться по поводу достоверности? Серий этой тягомотины много, рекламы внутри серий хватает, на жизнь киношникам накапает. Живи и радуйся.
Поневоле вспомнишь, что на заре их юности сериалы называли «мыльными операми» - мыло рекламировали. А сейчас чего только не рекламируют по ходу демонстрации очередной серии! Поэтому авторы и стараются снять этих серий числом поболее. Ничего личного – «бизнес».
В продолжении речь пойдёт о «Вертинском». Ещё один сериал. Разрекламированный, как «Премьера года» на 1-м. Тоже всё ещё идёт.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.