В середине 1970-х в мире еще не было Зеленого переворота, а протесты экологов звучали вяло на фоне стремительных процессов глобализации. Именно глобализация привела к масштабному нефтяному кризису в мире, когда большинство стран осознало, что нефть - это не просто обыденная часть жизни, но и весьма ценный ресурс, которого становится все меньше.
И хотя в СССР никогда не наблюдалось проблемы с моторным топливом, страна все равно направляла часть своего научного потенциала на поиск новых источников энергии. Так, на уровне Академии наук была принята программа по использованию водорода в народном хозяйстве страны. В авиации это направление получило шифр "Холод".
Разумеется, криогенная авиация- это всегда холод, притом самый лютый, ведь температура хранения водорода –273 °С.
Пожалуй, единственными преимуществами водорода можно назвать его экологичность, а также высокую теплотворную способность- более чем 3Х в сравнении с обычным авиационным керосином.
При этом, хранить такое топливо сложно. Атомы водорода малы и норовят проскочить через любую поверхность.
Для отработки проекта за основу был взят пассажирский самолет Ту-154, где на место ТРДД НК-8-2, встал криогенный НК-88. О судьбе этого двигателя мы расскажем ниже.
Объем доработок базового Ту-154 был достаточно велик. Часть салона занимали объемные баки, а множество электрооборудования было демонтировано или модернизировано, дабы не давать искру. Кроме того, по салону были разбросаны десятки датчиков водорода.
Всего самолет совершил более 70 вылетов и именно Ту-155 можно назвать первым в мире водородным самолетом.
Сегодня в угоду псевдозаботе об экологии концерн Airbus анонсирует производство водородных самолетов. Вы спросите при чем тут Ту-155?
Дело в том, что в период бурных 90-х самолет был сдан в аренду концерну Airbus, а европейцы получили возможность перенять передовые советские технологии и особенно их интересовал именно НК-88.
Мы в Telegram
Оправданы ли водородные самолеты в настоящий момент? Разумеется нет. Такой самолет никогда не сможет стать ни дешевле, ни безопаснее своего традиционного собрата, а значит будет использован в угоду совершенно другим целям.