У высшего образования сегодня много проблем — от ЕГЭ до реформаторов.
За последние три года количество детей, желающих поступить в высшие учебные заведения после окончания школы, значительно снизилось.
Об этом говорится в официальной статистике Министерства образования, предоставленной ForPost.
По данным ведомства, за период с 2016 по 2021 год самое большое число выпускников приходится на 2020 год, а наименьшее число на 2021 год.
Если в учреждения среднего профессионального образования в эти годы стабильно поступало около трети выпускников (наименьший показатель, 27%, пришёлся на 2017 год, наибольший, 35,1%, — на 2020 год), то в вузовских наборах три года назад наметилась тревожная тенденция.
В 2016 — 2018 годах в университеты и институты поступали от 62 до 70% выпускников, а начиная с 2019 года число новоявленных студентов резко снизилось до 51%.
В следующие два года высшая школа позиции не отвоевала: в 2020 году в вузы пошли 48,6% выпускников, в 2021-м — 50,4%.
«Нелюбимая» тема
По мнению преподавателя и активиста регионального штаба ОНФ Александры Швец, наметившуюся тенденцию снижения популярности высшего образования можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, в последние годы на государственном уровне прилагалось не мало усилий по популяризации среднего профессионального образования.
Яркий тому пример — чемпионаты WorldSkills. Это действительно глобальный тренд.
В России не хватает рабочих рук, видимо, поэтому во многих городах нашей страны мы наблюдаем, как на наших объектах работают мигранты из менее развитых стран.
«Мне кажется, эта тенденция тоже имеет значение», — пояснила Александра Швец в беседе с ForPost.
Также свою негативную лепту вносит «нелюбимая» тема ЕГЭ.
Легенды о его сложности с каждым годом становятся всё страшнее, что напрямую влияет на число одиннадцатиклассников, желающих сдавать экзамен по итогам школьных лет.
Часть из них не хотят тратить нервы, ограничившись государственной итоговой аттестацией.
Неочевидные факторы
Есть и более неочевидные факторы, влияющие на спад популярности высшего образования, считает Александра Швец.
К примеру, разрыв в уровне подготовки в школе и в вузе. Он настолько серьёзный, что многие первокурсники сдаются уже после первой зимней сессии.
То есть, студенты просто не выдерживают вузовские программы и отчисляются — и потом идут работать куда угодно.
Ещё один неочевидный и тревожный фактор — это стартовавшие в стране процессы оптимизации системы высшего образования.
По мнению преподавателя высшей школы, они «не всегда рациональны».
В совокупности с проблемами трудоустройства выпускников это ещё сильнее роняет престиж высшего образования в глазах потенциальных абитуриентов и их родителей.
Такое происходит во многих вузах России. В рамках оптимизации, объединяя кафедры, сокращают преподавателей разного возраста, что просто уничтожает научные школы.
А это, в свою очередь, приводит к формализации процесса высшего образования, — разъяснила Александра Швец. — Это общегосударственная тенденция на сокращение высшего образования.
Вероятно, оно не нужно в таком количестве — но тогда становится непонятным, «кто же будет заниматься инновационными процессами в стране?»
Ранее, как сообщал ForPost, замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей Афонцев предрёк России образовательный кризис через пять лет.
Его источником станет дистанционное образование. По мнению учёного, «вирус безграмотности» уже поразил систему высшего образования и в скором времени распространится на высшую школу и рынок труда.
Поделитесь этой новостью с друзьями, чтобы обсудить тему вместе в комментариях.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.