Дело было ещё в далёкие царские времена, жил в Казани один известный адвокат. Звали его Саидгирей Алкин. Довольно незаурядная личность. Вырос он в семье полицмейстера Шагиахмета Алкина, которого, кстати, как верующего и порядочного человека, очень уважал Шигабутдин Марджани. Саидгирей тоже был воспитан в мусульманских традициях, но получил европейское образование. Конечно, мог бы с приобретением «культурного» лоска свысока поглядывать на «татар» (мол, я не с ними), но это был не его путь.
Саидгирей Алкин учился в Императорском Казанском университете и считается первым дипломированным адвокатом из татар. Звание присяжного поверенного Алкин получил в 1893 году. Саидгирей эфенди постоянно помогал своим единоверцам-мусульманам. Ведь он лучше других понимал проблемы клиентов-татар. Интересно, что наряду с арсеналом обычного гражданского права, он мог обратиться и к нормам шариата. Например, когда дело касалось семейно-наследственных прав, разбираемых в гражданском суде. Примечательно, что судьи принимали такой смешанный подход.
Помимо успехов в профессиональной сфере, Саидгирей Алкин успевал проявить себя и в общественной. Например, он стоял у истоков многих полезных начинаний казанских татар. Так именно адвокат Алкин помогал организовать одно из первых мусульманских благотворительных обществ. Это было еще одно новшество, совмещающее и мусульманские традиции (например, сбор закята), и европейские инструменты благотворительности.
Кроме того, в годы первой русской революции Саидгирей Алкин был одним из создателей партии «Иттифак эль-Муслимин», объединившей мусульман Российской империи.
В тот же период, он первым в 1905 году начал издавать в Казани газету на татарском языке "Казан мухбире". Самое интересное, что при этом сам Саидгирей Алкин, в силу особенностей воспитания и образования, был русскоязычным татарином. Такое встречалось в то время в дворянско-чиновничьей среде, где, к слову, были сильны и ассимиляционные порывы. Но в данном случае эти обстоятельства не помешали С.Алкину оставаться татарином, сохранить милли рух (национальный дух) и истинную любовь к своему народу.
Конечно, такая активность раздражала некоторых. Известно, что его не совсем "татарскую" речь и русский акцент даже пародировали в татарском театре. Но вряд ли сам Саидгирей эфенди обращал внимание на такие мелкие выпады соплеменников, ведь он продолжал думать о вещах более важных - о прогрессе и развитии татарского народа.
Он состоял в партии конституционных демократов (кадетов), дворянина-землевладельца, да еще адвоката легко избрали депутатом первой Государственной Думы 1906 года. Но это яркое народное представительство проработало совсем недолго, думу распустили. А потом было знаменитое "Выборгское воззвание", которое подписали многие бывшие депутаты, в том числе С.Алкин, и последовавшее за этим судебное разбирательство.
Впрочем, устранение от политической работы, от профессии (на некоторое время) вовсе не означало отхода от общественных дел. Профессиональные знания, кругозор и жизненный опыт Саидгирея Алкина всегда были востребованы. Например, в 1914 году он помогал организовать Мусульманский госпиталь в Казани.
А еще Саидгарей Алкин много сил вложил в развитие татарского конфессионального образования, мечтал поднять медресе до уровня гимназий, и воспитал своих детей в татарском духе.
Именно к таким личностям можно адресовать слова поэта Дэрдменда: «Татар түгел димә — башың ватармын!» («Не говори, что я не татарин, а не то разобью тебе голову»).
Своих сыновей Илиаса и Джихангира Саидгирей Алкин воспитал как людей, несущих ответственность за свой народ. Неслучайно в годы учебы в столице они стали участниками студенческого кружка "Татар учагы", а потом, уже в 1917 году - активными деятелями национального движения, в том числе в соседней Башкирии.
Саидгирей Алкин хотел чтобы все вокруг было правильно, уважали личность каждого, чтобы все регулировалось правом, демократично, конституционно. Его мечты и пожелания, мне кажется, актуальны и ныне.
С Днём Конституции РФ, в общем.