Сегодня мы расскажем про подземную Ремонтно-Техническую Базу ядерного оружия Черноморского флота "Объект-820", входившую в комплекс знаменитой Подземной Ремонтной Базы-Укрытия "Объект-825 ГТС" для подлодок 14-й дивизии дизельных подводных лодок, дислоцировавшихся в Балаклаве.
В период с 1953 по 1961 гг. в прибрежной горе бухты Балаклава в строжайшей секретности строилась подземная ремонтная база-укрытие для технического обслуживания и ремонта дизельных подводных лодок проектов 613, 615 и 633. Строилась она под видом каменного карьера, а потому строительство носило шифр "К-825", что означало Карьер №825. О ней мы уже рассказывали в одной из предыдущих статей.
Это был огромный подземный комплекс из нескольких соединённых между собой сооружений, в которые входили водный канал длиной 602 метра с доком и ремонтными цехами, минно-торпедный арсенал, заправочная станция с топливохранилищем, блок командного пункта, блок дизель-генераторной электростанции и ещё ряд сооружений, которые все вместе носили название "Объект-825".
Но с появлением в военно-морском флоте специальных (ядерных) боевых частей для торпед и активным внедрением ракетного вооружения, уже на завершающем этапе строительства было решено включить в этот комплекс ещё один важный объект ядерного обеспечения.
Так в составе комплекса ПРБУ началось строительство Ремонтно-Технической Базы "Объект-820" для хранения, обслуживания и выдачи ядерных специальных боевых частей сначала торпед, а позже и крылатых ракет на корабли и подводные лодки Черноморского флота.
16 июля 1959 г. была сформирована эта база ядерно-технического обеспечения Черноморского Флота в.ч. 90989, которая изначально подчинялась командующему ЧФ, а по техническим вопросам 6-му отделу ЧФ, а уже в конце 1959 г. в хранилище РТБ была произведена первая закладка Специальных (ядерных) Боевых Частей.
В 1961 г. при РТБ также была создана в.ч. 20553 Подвижная Ремонтно-Техническая База Автомобильная, служившая для рассредоточения СБЧ по полевым позициям на территории Крыма.
Впоследствии после переформирований личный состав РТБ подчинялся напрямую 12-му Главному Управлению МО СССР и имел своего командира.
На объекте хранились ядерные боезаряды шести видов для торпед и ракет-торпед. Выдача изделий осуществлялась через отдельный портал на перегрузочную площадку у пирса, хотя была возможность и выдавать при необходимости СБЧ в канал самой ПРБУ по транспортной потерне.
Ну а после распада СССР распоряжением Генерального штаба Министерства Обороны Российской Федерации в 1992 г. все СБЧ отправлены на заводы-изготовители и в арсеналы флота РФ, а РТБ была расформирована.
Эта база хорошо сохранилась, хоть и была заброшена долгое время вместе с базой подводных лодок, а позже из базы сделали музей, а в конце 2010-х гг. в нём прошла реконструкция и теперь этот объект выглядит очень круто, а посетить его может любой желающий.
В состав РТБ входили залы хранилищ специальных боевых частей, хранилище инициаторов, хранилище снаряжённых торпед с пристыкованной СБЧ, зал регламентных работ, локальная и техническая зоны, командный пункт, климатические установки и ещё ряд вспомогательных помещений, а у выхода из объекта к пирсу располагался участок снаряжения с перегрузочной площадкой.
На входе были установлены огромные толстые многотонные двухстворчатые защитные ворота.
Внутри них залит бетон.
Следом установлена одностворчатая специальная герметичная дверь ДГСП с оборудованной в ней небольшой гермодверью для прохода людей.
Если верить висящему на стене паспорту, её размер 3х2,7 метра, а вес не смотря на внушительный размер составляет всего 1600 кг, что маловероятно, т.к. обычные небольшие гермодвери высотой 1,8 метра для прохода людей в таких объектах зачастую весят почти в 2 раза больше. Вероятно они забыли дописать нолик после единицы.
Например даже эта гермодверь обходного тамбура для прохода людей в сооружение весит больше, чем указано в паспорте той большой воротины.
Сразу за рядом ворот установлена вентиляционная установка.
По залам от хранилищ к различным участкам сборки проходит утопленная в пол узкоколейная железная дорога.
По которой перемещались тележки с изделиями.
Стрелочный перевод на развилке пути.
Поворотный круг для разворота тележки под прямым углом.
На тележках лежат макеты головных частей как торпед.
Так и ракет.
Герметические двери в зал хранилища.
Всё цветасто и красиво.
К сожалению после последней реконструкции перестали пускать в некоторые помещения, поэтому климатические установки и ещё ряд помещений мы посмотреть не смогли.
Ещё один вид толстенной защитной двери.
И ещё двери.
Шкаф для сушки силикагеля.
Часть объекта занята экспозицией из всяких непрофильных экспонатов.
Но они не относятся к этому объекту, так что пойдём в транспортную потерну.
Которая изгибаясь уходит в следующие блоки.
Здесь на колёсной тележке лежит крылатая ракета Х-22 "Буря". Это авиационная ракета для стратегических ракетоносцев дальней авиации и что она тут делает непонятно.
Ближе к каналу самой базы ПРБУ находилось расходное хранилище торпед.
К которому примыкал блок хранилища на несколько торпед с пристыкованной СБЧ.
А от блока расходного хранилища к каналу ПРБУ вела транспортная потерна, на выходе в которую мы снова встречаем огромную гермодверь ДГСП.
Кстати обратие внимание на подъёмные мостки и прорези под рельсы в проёмах дверей. Раньше в транспортных потернах также проходили рельсы узкоколейки, но во время ремонта и заливки пола, они были замурованы.
За гермодверью как и на входе с улицы установлены ещё одни многотонные защитные ворота.
От которых потерна плавно поворачивая уходит к каналу для подлодок.
Вот так ярко и красиво теперь выглядит эта некогда заброшенная РТБ.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.