Найти тему
Гуляем и смотрим

Всехсвятский храм Плавска, просто проезжала мимо, абсолютно не собираясь писать...

Тульская область, Плавск, Всехсвятское кладбище
Тульская область, Плавск, Всехсвятское кладбище

Я не отношусь к тем путешественникам, которые целенаправленно посещают заброшенные церкви и усадьбы. В таких местах я обычно оказываюсь либо проездом, либо когда остаётся свободное время от запланированной прогулки (а давай посмотрим, что тут ещё интересное рядом?). Вот и в церковь Всех Святых в Плавске мы заехали, увидев её из окна автомобиля по дороге в Спасское-Лутовиново. Точнее, сначала мы увидели кирпичные парадные кладбищенские ворота, припарковались и вышли.

Дорожка внутрь протоптана, но большой активности явно не наблюдается. Впрочем, уже через калитку видно, что полуразрушенное здание явно неординарно по своей архитектуре. Я так точно раньше такого не видела. Поэтому "гуськом" продвигаемся на территорию кладбища. Плавск - один из семисот малых городов (с населением менее 50 тыс. человек), который в 1990 году был включен в список исторических городов России. В современном Плавске сохранилось более двадцати зданий, возведенных четырьмя поколениями князей Гагариных после того, как осенью 1762 года императрица Екатерина II за послушную службу подарила часть земли в бассейне реки Плавы князю Сергею Сергеевичу Гагарину. Наверное, имеет смысл сделать его когда-нибудь целью своей прогулки. Но сегодня наша история о медленно, но верно разрушающемся храме.

-3

Уникальность архитектуры бросается в глаза практически сразу непривычными для церкви арочными галереями и богатым декором. Храм был построен в чертах эклектики с элементами псевдорусского стиля в конце  XIX века на деньги князя Гагарина и купца Сазонова. Архитектор проекта Давид Иванович Гримм. Арочная галерея опоясывает здание по всему периметру.

Галерея представляет собой аркаду с   опиранием арок на сдвоенные необычной формы полуколонны. Серый известняк для лепнины везли с Урала. Местные каменотёсы всё делали вручную.

-5

Сейчас уже сложно представить, какой церковь была внутри. Но думается, содержание должно было соответствовать внешнему облику. И везде большие окна, дающие доступ свету.

И вся эта красота просто в плачевном состоянии. Предки наши строили на века. А мы, увы, слишком часто даже сохранить построенное не можем. Медленно осыпается крыша и своды. Внутри уже проросли молодые деревья, которые будут только укрепляться, устраняя все препятствия на своём пути. Про варварские следы человеческой жизнедеятельности даже упоминать не хочется. Думается, нам повезло побывать здесь зимой, когда всё присыпано свежим снегом.

И вот тут я задумалась: а нужен ли городу этот храм? Красота красотой, но у каждой церкви должен быть свой приход. Любой храм живёт людьми, приходящими туда. Город небольшой, с населением меньше семнадцати тысяч человек. О восстановлении такой грандиозной постройки на добровольные пожертвования просто не может быть и речи. А люди богатые, к сожалению, предпочитают строить новое, а не утруждать себя сложными реставрационно-восстановительными работами. Наверное, я бы даже не стала писать обо всём этом, чтобы не впадать в унылую безысходность. Заброшенные храмы сейчас по дороге встречаются часто, даже слишком часто. Но когда мы уже шли к своей машине, к нам подошла женщина. Она поинтересовалась, кто мы такие, и явно огорчилась, когда узнала, что мы просто проезжали мимо. Ей хотелось, чтобы мы были представителями администрации или хотя бы журналистами, которым она могла бы излить всю боль по поводу разрушающейся церкви. Значит, этот храм не всем местным жителям безразличен. Может быть, когда-нибудь оживут и эти стены. И свершится настоящее чудо. Похоже, пока ни на что кроме чуда надежды нет.

-8